Каждое новое поколение творцов создает свою эстетику, свой язык, наполняет произведения атмосферой современной жизни, которая проходит «здесь и сейчас», вокруг и внутри нас.
14 февраля на сцене Музыкального театра Карелии прошла премьера нового балета Кирилла Симонова «Тщетная предосторожность».
Вначале немного об истории балета на карельской сцене.
«Соперницы». 1956 год
В самом начале формирования Музыкального театра Карелии трудно было представить, в каком направлении пойдет развитие балетной труппы, репертуар создавался спонтанно. Может быть, поэтому первым балетным спектаклем молодого театра был комический балет «Соперницы» на музыку «Тщетной предосторожности» Петера Гертеля. Балетмейстером стал приглашенный из Москвы Николай Холфин, который впервые этот спектакль поставил в 1933 году в Московском художественном балете под руководством Викторины Кригер.
В Петрозаводске премьера состоялась 3 марта 1956 года. Оформлял спектакль художник Владимир Петров, дирижировал Борис Пинский. Либретто было написано Холфиным совместно с Борисом Мордвиновым и Павлом Марковым «в стиле французской комедии, где соблюден известный принцип единства времени и места – все события совершаются в один день и в одном месте». Так писал в одной из первых рецензий на балет концертмейстер балетной труппы театра Григорий Цвибель.
В том варианте от либретто «Тщетной предосторожности» Доберваля (первого постановщика) остались только имена главных действующих лиц — Марцелины, Лизы, Колена и Мишо, Ален превращается в Никеза. И если в старинной «Тщетной предосторожности» Марцелину традиционно исполняет артист, то в «Соперницах» — артистка, но не балета, а оперетты — Валентина Карпова. Здесь авторы либретто ввели множество второстепенных действующих лиц (слуга Мишо, портниха, старуха и старик, гусар, богатая дама и ее муж, подруги Лизы-барышни), посредством которых закручивается и развивается сюжет.
В этом спектакле Холфин широко использовал все возможные в современном балете выразительные средства. Классический, характерный танец, гротеск, пантомима – всё было в творческой палитре балетмейстера. Наличие многочисленных дуэтов, вариаций и даже pas de deux Лизы-барышни и Колена в дивертисменте второго акта, позволяет определить стиль этого спектакля как классический комический балет.
Свою первую рецензию на партию Лизы-служанки получила Светлана Степанова, будущая ведущая солистка Карельского балета: «Чувства и переживания своей героини актриса убедительно раскрывает в танцах и игровых сценах. Хорошая техническая подготовленность и несомненное актерское дарование Степановой особенно ярко проявилось во втором акте, где она исполняет адажио, вариации, и в сцене перед зеркалом в третьем акте». (Гаврилов М., Лебедева И. //Ленинская правда, 20 марта 1956г.//)
Партия Колена также явилась первой большой партией начинающего Константина Ставского, впоследствии ставшего главным балетмейстером и создавшего «Эсмеральду» и «Бахчисарайский фонтан».
До конца 1956 года балет «Соперницы» выдержал 26 представлений.
«Тщетная предосторожность». 1975 год
В истории Карельского балетного театра сезоны 1975/1976 и 1976/1977 были связаны с деятельностью ленинградского балетмейстера Юрия Иосифовича Громова, народного артиста России, профессора, педагога, искусствоведа.
Петрозаводская версия «Тщетной предосторожности» имела самостоятельное художественное значение, ибо отразила новые творческие идеи постановочного порядка и создавалась с учетом энергетики данной труппы, возможностей ее солистов и кордебалета. За основу Громов взял музыкальную редакцию и композицию Олега Виноградова, осуществленную им на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета в 1971 году. Но балетмейстер не стал копировать ленинградскую постановку, а сумел найти свое, во многом оригинальное и свежее хореографическое решение.
Репетиции продолжались непрерывно, вплоть до премьеры 30 января 1975 года. Сценическое оформление балета создал главный художник театра Андрей Шелковников, оркестром дирижировал Лев Ковалев. Этот комический балет начинался с пролога, в котором артисты в своих репетиционных халатах на глазах у публики разбирают костюмы своих персонажей, висящих на вешалках, которые стоят на просцениуме перед супер-занавесом.
После премьеры, в одном из интервью Громов говорил: «Хореография построена полностью на хореографическом арсенале, но классика преломлена в жанре комедии. Много гротеска, буффонады. Балет предельно сложен по технической насыщенности. Я решился ставить этот спектакль в Петрозаводске потому, что здесь есть крепкие солисты, опытные мастера, которые могут интересно и сложно работать — Светлана Губина, Юрий Сидоров, Наталья Гальцина, Владимир Мельников, Александр Калентьев. Самое главное, мы принципиально не хотели показывать технических трудностей балета. Зритель не должен их заметить».
Спектакль получился живой, увлекательный и современный. В рецензиях на «Тщетную предосторожность» писали: «Громов свободно пользуется современными хореографическими средствами, органично соединяет классический и характерный танец с пантомимой, искусно вплетает в танцевальную ткань элементы акробатики».
Балет был в репертуаре театра и представлялся на гастролях до апреля 1977 года, и прошел двадцать раз.
«Тщетная предосторожность». 2020 год
И вот третий раз этот старинный балет обретает новую жизнь на нашей сцене, на этот раз в постановке Кирилла Симонова, художественного руководителя балета Карелии. Как всегда, хореограф ломает все стереотипы и идет своим путем, помещая героев «пейзанского» балета в Пансион мадам Марцелины, где ее дочь Лиза тоже учится вместе с другими девушками.
Действие происходит в коридорах пансиона, где за большими окнами виднеется роскошный горный пейзаж, искусно подсвеченный художником по свету Евгением Виноградовым, и пространство сцены, ограниченное стенами (кажется, что артистам не хватает места), за счет этого визуально расширяется. Радостная световая палитра сохраняется во время всего балета, что полностью соответствует и музыке и сюжету.
Зрителя сразу погружают в атмосферу праздника, несмотря на то что Марцелина, разыскивая Лизу, неожиданно для всех несколько раз громко выкрикивает ее имя (в современных балетах этот голосовой прием часто используют).
С первых тактов музыки сцену захватывает стихия классического танца. По словам постановщика, он никогда столько классики не ставил. Все привыкли, что балеты Симонова это прежде всего серьезные сюжеты, построенные на современной пластике, окрашенной индивидуальными чертами хореографа, уже вполне узнаваемыми. Но в «Тщетной предосторожности» разнообразие и насыщенность хореографическими идеями показывает, насколько полно Симонов владеет и классическим танцем.
И вот парадокс – насколько восприятие балета зависит от исполнителей. В первом спектакле главных героев Лизу и Колена танцевали гости из Москвы Алевтина Касаткина и Максим Павлов, в их профессионализме не приходится сомневаться, так как все многочисленные дуэты, вариации были исполнены «так, как надо». И казалось, что балет нашел своих героев… Но, посмотрев во второй премьере Юки Окоти и Мотоя Араки, понимаешь, что это другой спектакль! Музыкальность с большой буквы отличает этих артистов, здесь стали очевидны и понятны хореографические мысли хореографа, акценты и нюансы! И самое главное в искусстве артиста – сценическое обаяние, которым в полной мере обладают Юки и Мотоя.
Комические персонажи – Марцелина (Э. Демидов и А. Кузьмич), Мишо (П. Назаров, кстати, солист-вокалист) и его сын, придурковатый Ален (Д. Тарасов) успешно выполнили задачу постановщика привнести в балет элемент гротеска. Эдуард Демидов пластически более подвижен, зато А. Кузьмич – очень интеллигентен. А вариация, исполненная Д. Тарасовым, удивила и порадовала — танцовщик творчески и технически вырос.
Нельзя не упомянуть значение кордебалета в этом балете. Четкая отточенность и синхронность движений является главной чертой нашей труппы, что артисты демонстрируют в каждом спектакле театра. Конечно, это достигается огромной работой репетитора Алексея Зарицкого и каждого артиста в отдельности. Это особая часть балетного спектакля, без которой и балета нет! Здесь все эпизоды с участием кордебалета смотрятся легко и естественно.
Каждое новое поколение творцов создает свою эстетику, свой язык, наполняет произведения атмосферой современной жизни, которая проходит «здесь и сейчас», вокруг и внутри нас. Двадцать первый век резко поменял вектор развития искусства. Что было невозможно двадцать-тридцать лет назад, сейчас норма. Например: в балете — унитаз в туалетной комнате, возникает вопрос — зачем? Многих зрителей, привыкших к определенной эстетике в Театре, шокировала эта деталь, но… это право постановщиков.
Новая премьера показала, что балет Карелии развивается, движется в разных направлениях, становится цельным, важным сегментом репертуара театра. И все это благодаря таланту, работоспособности творческим исканиям художественного руководителя балета Кирилла Симонова.