Новости, Образование, Школа и вуз

Необходим общественный контроль за судьбой каждой сельской школы Карелии

Открытый урок в школе поселка Новая Вилга Прионежского района для участников Дня сельской школы. Фото Марии Голубевой
Открытый урок в школе поселка Новая Вилга Прионежского района для участников Дня сельской школы. Фото Марии Голубевой

Опубликованы предложения по итогам обсуждения на Дне сельской школы Карелии, который провела Ассоциация сельских школ республики.

Участники обсудили реорганизацию сети сельских школ республики, смену их руководителей, дефицит кадров, материально-техническую базу и строительство новых школ на селе, а также оплату труда сельских педагогов.

Были высказаны конкретные предложения по решению самых острых проблем. Публикуем полный текст документа.

Предложения

участников Круглого стола «Проблемы и решения в режиме текущего времени», состоявшегося в рамках VIII Республиканского Дня сельской школы Республики Карелия 14 февраля 2020 года

В работе Круглого стола «Проблемы и решения в режиме текущего времени» приняли участие представители Ассоциации сельских школ Республики Карелия, сельских образовательных организаций РК, Общественной палаты ЗС РК, Министерства образования РК, профсоюзных и других общественных организаций, СМИ, Уполномоченный по защите прав ребёнка в РК – всего более 40 человек.

На Круглом столе обсуждались вопросы:

1. Реорганизация сети сельских образовательных организаций Республики Карелия с февраля 2019 года по февраль 2020 года.

2. Смена руководителей сельских образовательных организаций.

3. Дефицит педагогических кадров и Программа «Земский учитель».

4. Материально-техническое-состояние и строительство сельских школ РК.

5. Оплата труда сельских педагогов.

Участники Круглого стола считают необходимым оставить в силе и повторить рассылку программных предложений Дня сельской школы РК 2019 года — см. Predlozhenia_Kr_stola_Dnya_SSh_RK_2019_goda, а также внести следующие дополнения и предложения по обсуждаемым вопросам:

1. Реорганизация сети сельских образовательных организаций Республики Карелия с февраля 2019 года по февраль 2020 года.

Положительно оцениваем:

— приостановку, большую корректность действий местных администраций в решении судеб малочисленных малокомплектных школ;

— возрастание активности местного населения в решении проблем жизнедеятельности сельской школы;

— участие и предпринятые попытки компромиссного решения вопросов со стороны органов регионального управления образованием, Уполномоченного по защите прав ребёнка в РК, Общественной палаты РК;

— активность и позицию СМИ – «Лицей», «Руна», «Учительская газета».

Однако реорганизация сети сельских образовательных организаций в сельской местности РК по-прежнему является проблемой, причём не только сферы образования (педагогическая, управленческая), но региональной и муниципальной властей, национальной политики, культуры, социальной защиты населения республики и др. Жизнедеятельность сельских школ остаётся неустойчивой, зачастую зависящей от субъективных представлений, отношений и поспешных действий органов управления. За прошедший год неоднократно возникали ситуации социального напряжения в сельских поселениях муниципальных районов РК.

Предлагаем:

— необходимо последовательное региональное сопровождение и общественный контроль решений относительно судьбы каждой сельской образовательной организации;

— в приоритете реорганизации/оптимизации/ликвидации следует ставить педагогические (интересы детей и семьи) и социальные аспекты (социальное благополучие села), и лишь затем – потенциальные экономические эффекты от преобразований;

— уважать мнение сельских жителей и оберегать достоинство сельской школы – её историю, прежние достижения и жизнестойкость в настоящее время; ценить и благодарить людей за труд;

— нужен полноценный анализ результатов состоявших реорганизаций, а если требуется, то и исправление ошибок.

2. Смена руководителей сельских образовательных организаций.

Считаем, что руководитель образовательной организации (школы, детского сада, УДО) – это не просто управленец-менеджер, а прежде всего, педагог, социальный лидер и авторитет для педагогического и детского коллективов, для местного сообщества. Его назначение и увольнение имеют важнейшее воспитательное значение и не могут осуществляться по формальной схеме. Примерами неудачных решений считаем смену руководителей Пудожской СОШ №2, Шуйской СОШ№1 Прионежского района.

Предлагаем:

— поставить на специальный управленческий и общественный контроль кадровые перестановки руководителей сельских образовательных организаций;

— совместно с депутатским корпусом Законодательного Собрания РК инициировать и начать работу по внесению изменений в ФЗ РФ: назначение и увольнение руководителей образовательных организаций осуществлять при согласовании с педагогическим коллективом, с родителями обучающихся.

3. Дефицит педагогических кадров и Программа «Земский учитель» в Карелии.

Результаты прошедшего года показывают возрастание дефицита педагогических кадров в городах и сёлах республики, тенденция закрепилась – налицо кадровый кризис.

Предлагаем:

— провести качественный анализ, составить долгосрочный прогноз, разработать специальную программу подготовки педагогических кадров для региона в вузах и СПО;

— принять оперативные решения об увеличении набора обучающихся на направление «Педагогическое образование» в ПетрГУ и на педагогические специальности Петрозаводского педагогического колледжа;

— разработать и реализовывать программы дополнительного образования, переподготовки педагогических кадров в Карельском институте развития образования, ориентированные на запросы сельских школ;

— предусмотреть возможность участия в программе «Земский учитель» выпускникам вуза и СПО 2020 года.

Подчеркнём, нужна региональная программа, предполагающая много и разных вариантов решения проблемы педагогических кадров.

4. Материально-техническое-состояние и строительство образовательных учреждений в сельской местности РК.

Поддерживаем инициативу И. Васильева, губернатора Кировской области, об изменении Требований СанПин к сельским образовательным организациям, с учётом их реальной ситуации и возможностей, в сторону понижения.

Положительно оцениваем планы строительства новых школьных зданий в пос. Деревянка Прионежского района и в пос. Луусалми Калевальского района. Однако: 1) проблему тотальной изношенности зданий сельских школ республики оно не решает; 2) начатые мероприятия уже задерживаются в сроках, определённых планами строительств.

Предлагаем:

— разработать реальную, действенную программу/план/«дорожную карту» строительства, реконструкции и капитального ремонта сельских образовательных учреждений под эгидой Правительства РК;

— усилить управленческий и социальный контроль строительства;

— призвать к ответу за срывы сроков строительства соответствующих ответственных.

5. Оплата труда сельских педагогов.

Одобряем действия Рескома КРО профсоюза работников народного образования и науки в защите прав педагогов в отношении оплаты их труда. Однако настоящее положение в оплате труда сельских педагогов считаем неудовлетворительным, несправедливым, так как в целях достижения показателя в соответствии с майскими указами Президента РФ в расчет заработной платы сельских педагогов включается весь доход сельского учителя (воспитателя), в том числе и компенсация расходов по коммунальным платежам. Если из показателя заработной платы сельских учителей вычесть суммы расходов на коммунальные платежи, то их реальная заработная плата будет меньше, чем у коллег-горожан. Показатель, которого необходимо придерживаться, должен быть общим для городских и для сельских педагогов.

Низкие оклады, в целях достижения установленного показателя, вынуждают руководителей сельских образовательных организаций производить специальные, иногда неоправданные доплаты. Подобная ситуация снижает уровень мотивации педагогов к достижению высоких образовательных результатов.

Предлагаем:

— изменить структуру расчёта заработной платы сельских педагогов;

— установить разумное соотношение окладной и стимулирующей частей заработной платы сельских педагогов;

— руководителям образовательных организаций и лидерам профессиональных педагогических сообществ активней использовать ресурсы Республиканского профсоюза работников образования, способствовать восстановлению членства педагогов в профсоюзах, как авторитетной организации, отстаивающей их трудовые права.

Предложения направляются в адрес Правительства РК, Законодательного Собрания РК, Министерства образования РК, отделов образования администраций муниципальных районов РК, сельских образовательных организаций РК, в СМИ.

Рабочая группа Совета Ассоциации сельских школ РК по формированию предложений:

Гусева О.Н., Ефлова З.Б., Сеппянен Т.П., Танцева Т.И.

_________________________ Танцева Т.И., председатель Совета Асс. СШ РК

_____________________ Ефлова З.Б., исполнительный директор Асс. СШ РК

Контакты: Ефлова З.Б. – Телефон: +79212274243. Электронная почта: zeflova@onego.ru Танцева Т.И. – Телефон: + 79217284943. Электронная почта: tanzeva14@gmail.com