Опубликованы предложения по итогам обсуждения на Дне сельской школы Карелии, который провела Ассоциация сельских школ республики.
Участники обсудили реорганизацию сети сельских школ республики, смену их руководителей, дефицит кадров, материально-техническую базу и строительство новых школ на селе, а также оплату труда сельских педагогов.
Были высказаны конкретные предложения по решению самых острых проблем. Публикуем полный текст документа.
Предложения
участников Круглого стола «Проблемы и решения в режиме текущего времени», состоявшегося в рамках VIII Республиканского Дня сельской школы Республики Карелия 14 февраля 2020 года
В работе Круглого стола «Проблемы и решения в режиме текущего времени» приняли участие представители Ассоциации сельских школ Республики Карелия, сельских образовательных организаций РК, Общественной палаты ЗС РК, Министерства образования РК, профсоюзных и других общественных организаций, СМИ, Уполномоченный по защите прав ребёнка в РК – всего более 40 человек.
На Круглом столе обсуждались вопросы:
1. Реорганизация сети сельских образовательных организаций Республики Карелия с февраля 2019 года по февраль 2020 года.
2. Смена руководителей сельских образовательных организаций.
3. Дефицит педагогических кадров и Программа «Земский учитель».
4. Материально-техническое-состояние и строительство сельских школ РК.
5. Оплата труда сельских педагогов.
Участники Круглого стола считают необходимым оставить в силе и повторить рассылку программных предложений Дня сельской школы РК 2019 года — см. Predlozhenia_Kr_stola_Dnya_SSh_RK_2019_goda, а также внести следующие дополнения и предложения по обсуждаемым вопросам:
1. Реорганизация сети сельских образовательных организаций Республики Карелия с февраля 2019 года по февраль 2020 года.
Положительно оцениваем:
— приостановку, большую корректность действий местных администраций в решении судеб малочисленных малокомплектных школ;
— возрастание активности местного населения в решении проблем жизнедеятельности сельской школы;
— участие и предпринятые попытки компромиссного решения вопросов со стороны органов регионального управления образованием, Уполномоченного по защите прав ребёнка в РК, Общественной палаты РК;
— активность и позицию СМИ – «Лицей», «Руна», «Учительская газета».
Однако реорганизация сети сельских образовательных организаций в сельской местности РК по-прежнему является проблемой, причём не только сферы образования (педагогическая, управленческая), но региональной и муниципальной властей, национальной политики, культуры, социальной защиты населения республики и др. Жизнедеятельность сельских школ остаётся неустойчивой, зачастую зависящей от субъективных представлений, отношений и поспешных действий органов управления. За прошедший год неоднократно возникали ситуации социального напряжения в сельских поселениях муниципальных районов РК.
Предлагаем:
— необходимо последовательное региональное сопровождение и общественный контроль решений относительно судьбы каждой сельской образовательной организации;
— в приоритете реорганизации/оптимизации/ликвидации следует ставить педагогические (интересы детей и семьи) и социальные аспекты (социальное благополучие села), и лишь затем – потенциальные экономические эффекты от преобразований;
— уважать мнение сельских жителей и оберегать достоинство сельской школы – её историю, прежние достижения и жизнестойкость в настоящее время; ценить и благодарить людей за труд;
— нужен полноценный анализ результатов состоявших реорганизаций, а если требуется, то и исправление ошибок.
2. Смена руководителей сельских образовательных организаций.
Считаем, что руководитель образовательной организации (школы, детского сада, УДО) – это не просто управленец-менеджер, а прежде всего, педагог, социальный лидер и авторитет для педагогического и детского коллективов, для местного сообщества. Его назначение и увольнение имеют важнейшее воспитательное значение и не могут осуществляться по формальной схеме. Примерами неудачных решений считаем смену руководителей Пудожской СОШ №2, Шуйской СОШ№1 Прионежского района.
Предлагаем:
— поставить на специальный управленческий и общественный контроль кадровые перестановки руководителей сельских образовательных организаций;
— совместно с депутатским корпусом Законодательного Собрания РК инициировать и начать работу по внесению изменений в ФЗ РФ: назначение и увольнение руководителей образовательных организаций осуществлять при согласовании с педагогическим коллективом, с родителями обучающихся.
3. Дефицит педагогических кадров и Программа «Земский учитель» в Карелии.
Результаты прошедшего года показывают возрастание дефицита педагогических кадров в городах и сёлах республики, тенденция закрепилась – налицо кадровый кризис.
Предлагаем:
— провести качественный анализ, составить долгосрочный прогноз, разработать специальную программу подготовки педагогических кадров для региона в вузах и СПО;
— принять оперативные решения об увеличении набора обучающихся на направление «Педагогическое образование» в ПетрГУ и на педагогические специальности Петрозаводского педагогического колледжа;
— разработать и реализовывать программы дополнительного образования, переподготовки педагогических кадров в Карельском институте развития образования, ориентированные на запросы сельских школ;
— предусмотреть возможность участия в программе «Земский учитель» выпускникам вуза и СПО 2020 года.
Подчеркнём, нужна региональная программа, предполагающая много и разных вариантов решения проблемы педагогических кадров.
4. Материально-техническое-состояние и строительство образовательных учреждений в сельской местности РК.
Поддерживаем инициативу И. Васильева, губернатора Кировской области, об изменении Требований СанПин к сельским образовательным организациям, с учётом их реальной ситуации и возможностей, в сторону понижения.
Положительно оцениваем планы строительства новых школьных зданий в пос. Деревянка Прионежского района и в пос. Луусалми Калевальского района. Однако: 1) проблему тотальной изношенности зданий сельских школ республики оно не решает; 2) начатые мероприятия уже задерживаются в сроках, определённых планами строительств.
Предлагаем:
— разработать реальную, действенную программу/план/«дорожную карту» строительства, реконструкции и капитального ремонта сельских образовательных учреждений под эгидой Правительства РК;
— усилить управленческий и социальный контроль строительства;
— призвать к ответу за срывы сроков строительства соответствующих ответственных.
5. Оплата труда сельских педагогов.
Одобряем действия Рескома КРО профсоюза работников народного образования и науки в защите прав педагогов в отношении оплаты их труда. Однако настоящее положение в оплате труда сельских педагогов считаем неудовлетворительным, несправедливым, так как в целях достижения показателя в соответствии с майскими указами Президента РФ в расчет заработной платы сельских педагогов включается весь доход сельского учителя (воспитателя), в том числе и компенсация расходов по коммунальным платежам. Если из показателя заработной платы сельских учителей вычесть суммы расходов на коммунальные платежи, то их реальная заработная плата будет меньше, чем у коллег-горожан. Показатель, которого необходимо придерживаться, должен быть общим для городских и для сельских педагогов.
Низкие оклады, в целях достижения установленного показателя, вынуждают руководителей сельских образовательных организаций производить специальные, иногда неоправданные доплаты. Подобная ситуация снижает уровень мотивации педагогов к достижению высоких образовательных результатов.
Предлагаем:
— изменить структуру расчёта заработной платы сельских педагогов;
— установить разумное соотношение окладной и стимулирующей частей заработной платы сельских педагогов;
— руководителям образовательных организаций и лидерам профессиональных педагогических сообществ активней использовать ресурсы Республиканского профсоюза работников образования, способствовать восстановлению членства педагогов в профсоюзах, как авторитетной организации, отстаивающей их трудовые права.
Предложения направляются в адрес Правительства РК, Законодательного Собрания РК, Министерства образования РК, отделов образования администраций муниципальных районов РК, сельских образовательных организаций РК, в СМИ.
Рабочая группа Совета Ассоциации сельских школ РК по формированию предложений:
Гусева О.Н., Ефлова З.Б., Сеппянен Т.П., Танцева Т.И.
_________________________ Танцева Т.И., председатель Совета Асс. СШ РК
_____________________ Ефлова З.Б., исполнительный директор Асс. СШ РК
Контакты: Ефлова З.Б. – Телефон: +79212274243. Электронная почта: zeflova@onego.ru Танцева Т.И. – Телефон: + 79217284943. Электронная почта: tanzeva14@gmail.com