Новости, Образование, Школа и вуз

Почему школы оказались не готовы к переходу на удалёнку

Фото: www.osnmedia.ru
Фото: www.osnmedia.ru

«Внезапно кто-то в мой адрес выматерился. Вынуждена была отключить конференцию. Урок был сорван…»

В России за восемь лет не удосужились создать платформу видеосвязи отечественного производства, и все проблемы с дистанционным обучением привычно переложили на учителей.

 

«Считаю недопустимым понуждение ребёнка к регистрации аккаунтов в соцсетях»

Детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев обратился к педагогическому сообществу республики:

«Уважаемые педагоги, руководители образовательных организаций республики!

В адрес Уполномоченного поступают обращения от родителей детей, находящихся на дистанционном обучении, по вопросу требования учителей о создании личной страницы несовершеннолетнего в социальных сетях для использования в целях прямого общения педагога с ребенком и обмена учебными материалами.

По мнению Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Карелия, данное требование противоречит действующему законодательству. Только родитель может оценить степень готовности ребёнка к социальной коммуникации в интернет-пространстве и возможность самостоятельного безопасного использования ребенком ресурса социальных сетей, в связи с чем считаю недопустимым понуждение ребёнка к регистрации аккаунтов в соцсетях в и предлагаю в случае острой необходимости использовать аккаунты законных представителей школьников».

То есть учителей предупреждают об ответственности перед законом за использование в учебных целях соцсетей. Правда, предлагается выход — использовать аккаунты родителей. Но ведь и в этом случае нет гарантии безопасности, особенно учитывая, что дети лучше взрослых знают все возможности, явные и скрытые, соцсетей.

 

«Мы беззащитны, нас бросили как котят выплывать…»

Недавно Минобразования Карелии распространило материал, в котором один из известных учителей республики делился опытом использования соцсети ВКонтакте для дистанционного обучения. Получается, это и в его адрес обратился детский омбудсмен, считая, что  использование соцсети «противоречит действующему законодательству». А есть ли у учителей иной выход?

Отечественной платформы для дистанционного обучения не создано даже спустя 8 лет после принятия соответствующего закона. Ирина Соболева, методист Карельского института развития образования, прямо спросила со страниц федерального издания: «Почему за восемь лет министерства не побеспокоились о создании платформы видеосвязи российского производства?». Риторический вопрос, отвечать на него, похоже, никто не собирается.

Платформа Zoom , которая используется многими в России, дает сбои, в ход урока порой вторгаются посторонние, о чем написала петрозаводский учитель Ольга Давыдова: «Начался у меня урок, дети «заходят» (понятно, что у них там ники разные, я прошу назваться, кто есть кто), вроде все свои. У многих камеры выключены, они же в это время параллельно играют… Внезапно кто-то в мой адрес выматерился. Вынуждена была отключить конференцию. Урок был сорван. Сегодня ощутила, как никогда, насколько мы беззащитны: нас бросили как котят выплывать, о защите информационной безопасности, достоинстве, чести, нормальных условиях труда речи не идёт…»

В сложившейся кризисной ситуации профсоюз «Учитель» направил в Министерство просвещения РФ предложения по срочным мерам, необходимым для приведения системы образования в работоспособное состояние. В них отмечено:

«Российское образование не готово для перехода на дистанционное обучение детей в массовом порядке; речь идет не только об отсутствии технических средств, но и дефиците методик преподавания, невозможности освоения этих методик учителями за считанные дни в ситуации сильного стресса и высокой заболеваемости. Ситуация усугубляется дефицитом кадров в образовании и высокой нагрузкой работающих педагогов. Дополнительной проблемой является отсутствие условий у домохозяйств для обучения детей в домашних условиях».

Учителя не просто ждут — думают, что делать? Известный в Карелии учитель Галина Маккоева писала в «Лицее»:

«Есть ли выход из сложившейся ситуации? Подумаем вместе. Решим эту проблему. Без оправданий, что нет финансовой возможности. По-взрослому. Просто решим. Один из вариантов — на уровне школы принять простые и понятные всем участниками образовательного процесса правила поведения при обучении с применением дистанционных технологий, чтобы понимать зону ответственности каждой стороны, чтобы учесть позицию и учителя, и ученика, и родителя».

Россия оказалась не готова к новому вызову. Но не везде в мире, который захватила пандемия и школы массово перешли на дистанционное обучение, такая картина.

Финляндия: дистант без потерь

Как рассказывают «Вести образования», «страна, чьи школы были готовы к дистанционному обучению, существует – это Финляндия. Уже несколько лет там функционирует цифровая платформа для официального школьного общения, так что детям и взрослым не пришлось срочно осваивать новый инструмент, а сама система не висла от внезапного наплыва новых пользователей. Электронные формы учебников для Финляндии – это не новость, и гаджеты для школы есть у всех.

Платформа Wilma – обычное место общения финских школьников, их родителей и педагогов и до карантина. Это такая смесь календаря, почты, дневника и доски объявлений. Довольно гибкая и удобная система, у каждого пользователя которой есть свой доступ к нужным ему вещам. Например, родители младших школьников видят в Wilma отзывы о своих детях, сообщают учителям о планируемых пропусках уроков или больничном. Дети через Wilma получают задания и оценки, а преподаватели пишут рекомендации по учебе и так далее. На этой платформе происходит все официальное общение в школах Финляндии.

Многие финские школы уже несколько лет как перешли на электронные формы учебников – либо частично, либо полностью, и давно делают часть заданий на компьютерах и планшетах. Эти инструменты есть у детей, и у педагогов, а, главное – все умеют ими пользоваться.

Как организован дистант по-фински?

Каждое утро ученики (и родители младших школьников) через Wilma получают информационные письма из школы о том, что будут проходить сегодня/на этой неделе, какую тему нужно повторить, а с какой ознакомиться заранее, какие будут задания из учебника, если он есть, а какие будут дополнительно на других платформах, и так далее. График занятий выстраивают сами дети. Учителя рекомендуют старшеклассникам придерживаться школьного расписания и заниматься одним предметом не менее, чем по 45 минут ( а можно и по полтора часа в день), прерываясь на спорт.

Формат, платформу для уроков и заданий каждый учитель (учитель, а не школа!) выбирает сам. Конечно, преподаватели одной школы стараются использовать одни и те же платформы, особенно для младших школьников, чтобы частая смена интерфейса не приводила к потере концентрации.

В глазах общества еще больше вырос авторитет учителей. Люди испытывают большое уважение к преподавателям и к масштабу их работы, особенно на дистанте. Wilma полна ежедневными благодарностями педагогам от родителей – раньше это было, скорее, нонсенсом».

Когда у нас будет, как в Финляндии? Не хотелось бы, чтобы и следующие восемь лет этот вопрос звучал риторически.