Неожиданная новость обошла на днях российские СМИ: Путин поручил улучшить преподавание математики и информатики в школах.
Президент заявил: «Поручаю правительству принять конкретные решения по совершенствованию преподавания математики и информатики в школах. Привлечь к этой работе наши международные математические центры, они у нас замечательные, потенциал очень высокий, ведущие университеты и упоминавшийся уже мною «Сириус».
Что не так с математикой и информатикой в школе? Этот вопрос мы задали специалистам.
Надежда Еремеева, выпускница мехмата МГУ, мама школьницы: «Следует вернуться к классическому преподаванию»
Екатерина Либерцова, учитель информатики петрозаводского лицея №1: «Самое важное — обойтись без революций»
Казалось бы, эпоха лозунгов закончилась, но нет-нет и мелькнёт. Сразу возникают два вопроса: что именно не устроило? И что усовершенствовать? Без ответа на первый вопрос двигаться бесполезно, не устраивать могут: содержание, процесс, результат. И в зависимости от этого нужно что-то усовершенствовать.
Что касается содержания, то оно меняется под запросы времени. С введением федеральных образовательных госстандартов в математике стало больше практических жизненных задач, но на их основе не станешь победителем мировой олимпиады по математике. И это к вопросу о недовольстве результатами.
Важным шагом стало разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровень. Действительно, базовый экзамен позволяет проверить математическую грамотность, а профильный срезает классические начала анализа.
Что касается информатики, то здесь важно понимать наличие современных инструментов — как гаджетов, так и программ — и возможностей их использования. Совершенно не обязательно всем знать, как оно работает. Да, если ты конструктор, программист, ты изучишь и будешь успешен в разработке, но все не могут быть конструкторами и программистами. Это, наверное, главное.
Про привлечение физико-математических и научных центров, это опять про одаренность. Да, нужно привлечь специалистов, но талант — это всегда ограничение в одной области, это не может быть массовым.
Мне кажется, кроме специалистов из физико-математических школ, нужно привлечь бизнес. Крупнейшие компании, такие как Касперский, 1С, Яндекс и другие, знают и понимают, кто им нужен и как его обучать. Небольшие, но успешные компании в регионах (в Карелии, например, это «Энергосбережение») тоже знают, какие специалисты им нужны, и готовы их обучать и поддерживать. Поэтому самое важное — ответить на вопрос «что не устраивает?» и обойтись без революций.
Алла Нестеренко, математик, кандидат педагогических наук: «Надо разбираться, что не так в системе образования в целом»
Проблема с математикой есть, и она системная.
1) В начальной школе дети хуже решают текстовые задачи — не умеют прочитать, понять, перейти от текста к модели. Раньше детей, не способных работать с задачами, были единицы в классах, сегодня это зачастую почти норма.
2) Старшая школа жалуется — ученики вообще не учат теорию. А математическая картина мира опирается на строгую понятийную базу. Может быть, когда-нибудь такой строгий способ мышления и не будет актуальным, но для точных наук он необходим, равно как и развитое воображение — без него не оживить математические абстракции. А с воображением у детей сегодня тоже не очень — они привыкли опираться на готовые образы, а не строить свои.