По итогам проекта «Дорожные опасности» в онлайн-школе «Мастерские знаний»
Часть 1-я здесь
— А родители моих учеников вам даже завидуют. Говорят, ваши дети будут лучше подготовлены к жизни. У нас если на детской площадке кто-то ножку подвернул, это место сразу ограждают, детей к нему не подпускают. А ваши вон сколько опасностей нашли! И каких! – Светлана Лео, руководитель русскоязычного клуба из английского Нью-Касла обсуждает со мной результаты проекта «Дорожные опасности». Трое мальчишек из Светиной команды, к моему удивлению, оказались совсем малышами – 5, 6 и 7 лет. А работали классно. Светлана, правда, сетовала, что решение поставить зеркало в местах плохого обзора они не сами придумали, а подсмотрели на европейских дорогах. Моим в этом плане, конечно, больше повезло — придумывали сами.
Мы собирали опасности, размещая их на Гугл-глобусе. Сейчас там отмечено более сотни мест, которые посчитали опасными дети в разных уголках мира. Но ничто не мешает нам сделать такой глобус прицельно для Карелии. Жители городов и поселков будут отмечать опасные места. А ответственные за безопасность на улицах лица будут иногда просматривать этот глобус – и реагировать… Но, кажется, я размечталась.
Довольно быстро мы заметили, что опасности можно сгруппировать. Решение, подходящее для одной опасности, можно использовать для целой группы.
На рис. 1 — карта опасностей, сделанная самостоятельно детьми нашей команды. Мне эта классификация не кажется идеальной, но идея детей понятна. В левой группе – проблемы, в которых задействован человек и какой-то элемент окружающей среды. Справа – конфликт человека и транспортного средства. И это дает возможность сгруппировать найденные детьми опасности, что я и сделаю в статье.
По некоторым проблемам дети предлагали известные решения, другие решали средствами теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Формулировали идеальный конечный результат (кратко – ИКР, требование, чтобы ОБЪЕКТ САМ, БЕЗ ЗАТРАТ, ВЫПОЛНЯЛ НУЖНОЕ ДЕЙСТВИЕ) и искали ресурсы (ОТВЕЧАЛИ НА ВОПРОС, ЧТО ЕСТЬ У НАС В НАЛИЧИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО САМОГО РЕЗУЛЬТАТА). Описывая наши решения, я использую термины «ИКР» и «ресурсы».
Опасные постройки
«Надо уже сносить по тихой грусти это здание» — совет младшего участника нашей группы Яромира заставляет задуматься. Кто бы сомневался, что полуразрушенные здания, на которые постоянно лезут дети, надо сносить. Тем более, что несколько лет назад в городе был несчастный случай – подросток упал с недостроенного дома и погиб. Стройка была обнесена забором, но это не мешало детям осваивать опасную зону.
Опасные с точки зрения детей построек в городе множество. Не берусь утверждать, что все они действительно опасны. Но это точно стоит проверить.
Коллекция Алисы Икконен (адреса и характер опасности обозначены на фото).
Коллекция Варвары и Яра Богатыревых, решения Варвары
Адрес: Петрозаводск, Луначарского 38
Опасность: старая, пожароопасная постройка, рядом газовые подземные баллоны, сарайка низкая, и на неё легко залезть.
Адрес: Чернышевского 20.
Опасность: старый, горелый сарай, очень хрупкий и ломкий, прямо возле школы, постоянно играют дети.
Для кого опасность? Для детей (они постоянно лазят на сарай, рискуя свалиться с него).
Направления решений и предложения детей
1). Сарай САМ не впускает ребенка.
Залить водой, сделать скользким или засыпать снегом (зимой).
Разобрать сарай частично, так, чтобы невозможно было на него залезть.
2) Дети САМИ НЕ ХОТЯТ лезть на сарай.
Сарай САМ становится для детей неинтересным, непривлекательным, страшным, противным.
Пустить про сарай нехороший слух
Залить смолой/отработанным маслом, чем-то скользким
Поставить отключитель интернета или запускать в этом месте вирус, заражающий телефоны.
Последнее предложение кажется диковатым, но на перспективу, подозреваю, идея вполне здравая. И можно обдумывать варианты мобильных приложений, контролирующих опасные действия своих хозяев. Там возникает много этических вопросов, но их можно решать, если задача того стоит.
3) Люди САМИ хотят разобрать сарай.
Спрятать в сарае призы – чтобы достать их, надо разобрать сарай.
Устроить соревнование – кто быстрее разберет свою часть
Предложить забрать доски на дрова (подходит только в сухое время года, когда сарай просохнет)
Надо сказать, что опасные постройки были обнаружены не только в Петрозаводске. И судя по числу посвященных этой теме вредных советов, участников проекта эта опасность действительно волнует. Здесь приведем советы нашей команды.
Если видишь старый дом,
Лезь скорее на него,
Чтобы поняли ребята,
Как ты смел и как ты крут.
Ну а если дом просядет
Дыркой прямо под тобой,
Не кричи на всю округу,
Не ори и не зови.
Ты лежи там тихо-тихо,
Ты лежи как партизан,
Чтобы поняли ребята
Про тебя, что ты Тарзан.
(Лев Анхимов)
Если старая сарайка
Во дворе у вас стоит,
Непременно лезьте внутрь
М исследуйте весь дом.
И друзей с собой возьмите:
Если падать, то вдвоем.
А когда в травмпункт дорога
Ляжет жёлтым кирпичом,
Маме скажите, что просто
Поисследовали дом.
(Алиса Икконен)
Места плохого обзора
Здесь у нас тоже собралась приличная коллекция. Приведем примеры, а потом покажем некоторые идеи решений.
Опасности их коллекций Эмилии Киндяк, Алисы Икконен и Льва Анхимова.
Адрес: Петрозаводск, перекресток на ул. Зеленой 8
Опасность: не видно машин из-за забора.
Для кого? Для пешеходов.
Адрес: Петрозаводск, ул. Пархоменко 9.
Опасность: не видно машин из-за кустов. Негде ходить пешеходам.
Для кого? Для пешеходов.
Адрес: Петрозаводск, Советская, 43
Опасность: часто в этом месте паркуются большие машины, и они закрывают дорогу.
Для кого? Для пешеходов.
Решение по местам плохого обзора – поставить на столбе вращающееся зеркало, которое увеличит обзор (предложил Даниэль Фрадков).
Надо сказать, что в мире такие решения используются.
Ещё один разбор опасности от Льва Анхимова.
Адрес: перекрёсток ул. Анохина — Гоголя.
Опасность: машины носятся на этом перекрёстке, а знака нет! Как пешеходам переходить?
Для кого опасность? Для пешеходов и для водителей.
ИКР: машина САМА подаст сигнал пешеходу.
Ресурсы – технологии, дорога.
Решение. Поставить на дороге спец покрытие. Когда машина наезжает, происходит подача радиоволн. Эти радиоволны проникают в наушники и дают сигнал. А также перед дорогой стоит покрытие, когда к нему поступает сигнал, оно светится красным светом, если сигнал не поступает, — зелёным
Решение немножко фантастическое, но направление вполне продуктивное. И, как выяснилось, покрытия, которые сигналят водителю о том, что впереди опасный участок, уже существуют. На фото – шумовые полосы разметки. Думаю, впереди нас ждут дороги, которые будут сигналить об опасности не только водителю, но и пешеходу.
Опасности, связанные с поведением пешехода
Пешеходы нарушают правила. Именно поэтому правило – неидеальное решение. Возможно, в будущем, среда будет регулировать нашу безопасность сама и правила будут постепенно отмирать, уходить в прошлое. Но сегодня, когда наша безопасность построена на правилах, важно сделать так, что люди хотели правила выполнять. В нашей коллекции есть несколько ситуаций, когда люди массово нарушают правила. Опасности от Алисы, Льва, Егора Лунина.
Адрес: Петрозаводск, площадь Гагарина
Опасность: пешеходный переход очень долгий и на него всего один светофор, с небольшим количеством времени. Из-за этого пешеход начинает бежать по дороге, что категорически запрещается!
Для кого опасность? Для пешехода.
Похожая ситуация.
Адрес: перекресток Мурманская – Октябрьский.
Опасность: люди идут наискосок, не желая ждать два светофора, и нарушают правила, подвергая себя опасности.
Направления решений
1) Дорога САМА тормозит пешехода.
Для этого дорога должна казаться пешеходу интересной или, наоборот, опасной кривой (неудобной для хождения).
Ресурсы – рисунок на дороге.
Решения.
- Сделать граффити, которое заставит человека замедлиться
- Нарисовать разметку – оптическую иллюзию.
- Сделать музыкальное сопровождение перехода, чтобы люди шли в ритме.
Большинство решений сегодня широко используются.
2) Пешеход с помощью гаджета САМ обращает внимание на опасность.
Егор тоже обратил внимание на опасности, которые нарушают люди, но пошел по другому пути.
Адрес: Ключевское шоссе, переход через дорогу с 3 полосами движения в одну и другую сторону. Дорога без светофора, но с пешеходным переходом.
Опасность: при переходе через дорогу человек, уткнувшийся в гаджет, может не заметить машины.
Для кого опасность? Для детей и невнимательных взрослых.
ИКР: люди и машины сами останавливаются перед переходом.
Ресурсы: камеры смартфонов и программы, которая может увидеть опасность, сделать экран телефона красным и громко пищать
Решение. Сделать мобильное приложение, которое будет заранее установлено на все модели телефонов. Это приложение будет с помощью камеры оценивать текущую ситуацию и при потенциальной опасности экран смартфона будет загораться красным и мигать, а сам телефон будет пищать. Как только человек пройдет опасное место и отойдет на 2 метра от нее, то телефон автоматически перейдет обратно в то приложение, которым он пользовался до этого.
И такие решения я нашла в Интернете, и, конечно, мобильные приложения, отвечающие за нашу безопасность, будут развиваться.
Опасности, решаемые путем изменения разметки дороги
Есть случаи, когда ситуация решается просто переносом перехода или созданием разметки. Стеша Зиненкова посчитала, что ее опасность – именно такой случай.
Адрес: г. Петрозаводск , перекресток ул. Березовая аллея/ ул. Древлянка
Опасность: когда машина движется по Березовой аллее и ей необходимо завернуть налево, она пропускает встречный транспорт и, быстро завернув, натыкается на пешеходный переход. Она должна резко остановиться, чтобы пропустить пешеходов, а их там много. Это неудобно: машина может не успеть остановиться перед пешеходом, т.к. ее обычно быстро пропускают, и наехать на пешехода. Или она резко останавливается перед пешеходом, а корпус машины она оставляет посередине встречной полосы, останавливая движения по ней. Встречные машины могут врезаться в нее.
Для кого опасность? Для пешехода, идущего по переходу, и для машины, которая заворачивает.
ИКР: пешеходный переход должен САМ стать безопасным.
Если убрать переход, столкновения не будет.
Ресурсы: Существующие столбы со знаками «пешеходный переход», существующее металлическое ограждение, уложенная брусчатка, краска для нанесения дорожной разметки (новая).
Необходимо перенести пешеходный переход по ул. Березовая аллея дальше длины 2-х 3-х машин для того, чтобы машина успевала увидеть пешехода и имела карман для остановки, который не мешает встречным машинам. Для этого используем/переносим существующие столбы, переносим секцию с нового места пешеходного перехода и устанавливаем (закрываем) прежний переход, чтобы люди не переходили теперь уже в неположенном месте. На новом месте у нас перенесены столбы со знаком и есть проем в заборе. С оной стороны дороги асфальт, с другой газон. Участок газона выкладываем брусчаткой, перенесенной с прошлого перехода. Новой краской наносим разметку.
А вот пример ситуации, где, по мнению ребят, просто нужно сделать разметку. И я согласна с ребятами — вблизи детского технопарка разметка нужна.
Адрес: Энгельса 21
Опасность: перекрестье дорог, а перехода нет.
Для кого опасность? Для пешеходов, особенно – для детей.
Особенные опасности
Наконец, в нашей коллекции оказался ряд особенных, отдельно стоящих опасностей. Но это не значит, что они редкие. Как показывает анализ всего проекта, подобные проблемы повторяются в работах других команд.
Вот опасности из коллекции Эмилии Киндяк. Нежная девочка Эмилия оказалась мастером поиска самых жестких опасностей. Сперва она исследовала Перевалку, затем съездила на праздники в деревню Видлица. Результаты перед вами.
Адрес: Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Олонецкая, 60.
Опасность: канава на остановке, негде ходить пешеходам.
Для кого опасность? Для пешеходов.
Если канаву можно просто засыпать, это был бы отличный вариант. Но если бы это было сделать легко, давно бы сделали – так рассудили дети. Можно, конечно, переносить остановку, но люди все равно здесь ходят – и опасность останется.
Мы попробовали поискать ресурсы – т.е. дешевые доступные материалы, которыми можно закрыть канаву или хотя бы сделать ее заметной, чтобы люди не проваливались. В ресурсах могут оказаться мусор, доски, палки, старые шины.
Предложение Алисы: закрыть канаву старыми шинами. Можно сделать из них какие-то фигурки, они будут обращать на себя внимание.
Адрес: село Видлица, мост через реку.
Опасность: резкий обрыв, нет ограждения, нет перехода; огромные дыры в мосту
Для кого опасность? Обрыв – для водителей любого транспорта. Дыры — для пешеходов, для людей с колясками.
Задачу про обрыв мы отдельно не решали – нам показалось очевидным, что надо достраивать ограду. Остается надеяться, что администрация поселка Видлица САМА найдет средства, чтобы оградить обрыв.
С дырами в мосту, думаем, справиться легче.
Первоначально предлагалось закрыть дырку, например, вставив в нее что-то. Но Эмилия объяснила нам, что дырки нужны – через них сливаются осадки. Тогда возникает противоречие: дырки должны быть, чтобы осадки сливались – и их не должно быть, чтобы коляски и ноги не проваливались. Предложение Вари – закрыть дырки металлическими решетками.
Последняя опасность из Видлицы – заброшенный участок. Он стал опасным, т.к. там очень много змей. Дети придумывали, как сделать, чтобы этот участок стал кому-то полезным. Облагораживая участок, можно решить проблему со змеями (может, они ультразвука боятся, а может, стоит завести животных, которые на них охотятся или, наоборот, отогнать тех, на кого охотятся они). Но сначала-то надо найти участку хозяина. А значит, надо, чтобы участок стал для кого-то очень привлекательным. А он страшный и никому не нужный.
Идею развил Егор, сообщив нам, что у его родителей имеется фургончик – и если этот фургончик отдать кому-нибудь, у кого нет денег на строительство дачи, с условием, что он поставит фургончик только на этот вот опасный участок и займется его обустройством, то тогда… Тут я вспомнила, что я все-таки взрослая женщина и должна учитывать, что у родителей Егора, вероятно, другие планы на свой фургончик. И малодушно предложила обсудить это позже.
Я вообще стала опасаться за исход нашего предприятия. Во время занятия Алиса нервно поглядывала на сложенные в их дворе покрышки (надо их припрятать куда-нибудь, иначе чем мы будем закрывать канаву?). Варвара, кажется, всерьез озаботилась вопросам управления поведением людей (а как их отучить лезть на сарай, если мы не знаем, что им важно и чего они по-настоящему боятся?). А тут еще Егор с фургончиком.
У нас вообще-то зима и карантин, сидим в онлайне весь проект – и конца пока не видать. Поэтому я честно делаю то, что сейчас могу – пишу статью в «Лицей», как и обещала детям. Может быть, кто-то кроме нас ознакомится с нашей коллекцией. Или соберет свою. И жить станет немножко лучше. Зачем мы иначе осваиваем ТРИЗ?
В статье использованы материалы участников команды «Дети безопасности»: Льва Анхимова (он отвечал за проект), Варвары и Яра Богатыревых, Стефании Зиненковой, Алисы Икконен, Эмилии Киндяк, Егора Лунина, Даниэля Фрадкова.