Алла Нестеренко, Образование, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), Проект в дистанте

Про дорожные опасности. Часть 1-я

По итогам проекта «Дорожные опасности» в онлайн-школе «Мастерские знаний»

Лет пять назад мой маленький ученик рассказал мне, что очень боится пожаров. И я объяснила, что пожар, как и любая другая опасность – это просто такая проблема.  «Взрослые ведь не дураки, у них наверняка есть хорошие решения. Просто ты об этом не знаешь. Подумай, как они решают проблему, и успокоишься». Дала совет — и сама задумалась.

Тема опасностей занимает существенную часть школьного курса «Окружающий мир». Изучаются ситуации, связанные с огнем и водой, опасные грибы и растения в лесу, опасные встречи на улицах города и, конечно, опасности на дорогах. Детям предлагается множество правил на разные случаи жизни.

Правило – это всегда решение какой-то типичной проблемы. Люди часто страдают от неспособности распознать в реальной жизни ситуацию, для которой придумано правило. Что если научить детей узнавать такие ситуации, придумывать собственные правила, искать решения? Тогда дети будут гораздо лучше вооружены в нашем неспокойном мире. И если мир в очередной раз сильно изменится, они легче примут новые правила жизни.

Мы начали проект – и почти сразу угодили в разгар пандемии. Мне пришлось уйти с детьми в онлайн. На вопрос о том, что мы будем делать с нашими решениями (мы же большинство из них сами внедрить не сможем), я ответила обещанием написать статью в «Лицей». Может быть, кто-то взрослый, ответственный за это все, обратит внимание. Тем более, что «это все», что умудрились найти мои дети, произвело на меня довольно сильное впечатление.

Вот поэтому статья моя будет состоять из двух частей. В первой я расскажу про сам проект. Во второй покажу, что получилось у нашей команды — фотографии и адреса найденных детьми опасностей, предложенные ими решения. Для педагогов, желающих повторить проект в своей школе, оставлю координаты.

Как устроен проект

Проект «Дорожные опасности» мы проводим не в первый раз. Тему предложила мне учительница из Приморья Татьяна Терентьева, а я придумала технологию. Посвященный опасностям проект дает педагогам возможность вместе с учениками попрактиковаться в решении реальных проблем. Кроме того, он позволяет решить вереницу методических задач. Дети учатся видеть опасные ситуации, разбираются, как устроено правило и почему его не всегда выполняют, сочиняют вредные советы…

В этом году мы организовали проект на онлайн-площадке «Мастерские знаний», а размещали на веб-доске Miro. Мы предложили детям в проекте четыре роли: расследователь – ищет опасности; фотограф – фиксирует опасность, заполняет ее паспорт; рекламщик – оформляет правила и советы; решатель – ищет способы устранить опасность или сделать ее заметной.

О том, как будет организован проект, рассказали в рекламном ролике (все ролики делала преподаватель онлайн-школы Ольга Селезнева).  Ролик можно посмотреть здесь.

Проект проходил в 5 этапов:

1) приветствие,

2) поиск опасностей и размещение их на Гугл-глобусе,

3) изучение и составление правил,

4) сочинение вредных советов,

5) решение опасностей, то есть связанных с ними проблем.

Каждый этап включал одно-два задания и учебный мультфильм, объясняющий, как задание выполнять. Для каждого этапа отводилось на доске определенное место. Там можно было посмотреть учебный мультик, выйти при необходимости в другие сервисы, разместить свои материалы и лайкнуть работы других команд. По этой ссылке – копия доски, где можно посмотреть на наши результаты. Если вы хотите внимательно просмотреть доску, воспользуйтесь видеоинструкцией .

В проект «Дорожные опасности» пришла 21 команда, но активно работали 13. Проект получился международным. Участвовали команды из Великобритании, Андорры, Казахстана, две онлайн-команды, объединившие ребят из России, Беларуси, Казахстана, США, Марокко. Из России – Москва, Тольятти, Владивосток, Сысерть (Свердловская область) и мы, Петрозаводск. Возраст детей – от 5 до 12 лет. Моим как раз 10-12. Мы с ними шли немного впереди, обкатывали технологию.

Этап 1. Приветствие

Команды знакомились, размещая свои визитки и просматривая визитки товарищей по проекту.

Рис. 1. Наша команда «Дети безопасности»
Рис. 2. Наши эмблема и приветствие

Этап 2. Поиск опасностей

На втором этапе мы искали опасности, размещали их на Гугл-глобусе и описывали по специальному плану.

Глобус проекта можно посмотреть здесь. 

Рис. 3. Пример фото, сделанного в Гугл-глобусе

Гугл-глобус (Гугл-Планета Земля) – очень удобный сервис. Во многих случаях можно было даже фото не делать  –  просто найти нужное место и сфотографировать его с необходимых ракурсов.

Карточка опасности позволяла ответить на важные вопросы: кто подвергается опасности, кто ее создает, почему она возникла. И, конечно, мы сразу пытались дать советы и создателю опасности, и «жертве».

Рис. 4. Карточки опасностей, заполненные детьми. Слева — карточка дошкольника, справа — карточка школьника

Потом команды изучали глобус и выбирали самую опасную опасность из фото, выложенных другими командами. По мнению участников проекта самым опасным городом оказался… Петрозаводск.

Этап 3.  Правила

На этом этапе решалось несколько задач.

Во-первых, напомнили детям о правилах дорожного движения. Обычно даже малыши изучали правила, задача была эти знания оживить. Мы разместили на доске мультики из «Смешариков», лучшее на сегодня представление правил дорожного движения для детей. Участникам проекта предлагалось посмотреть мультики и пройти тест.

Во-вторых, с помощью мультфильма-объяснялки показали, как устроено правило. Правило – всегда решение какой-то проблемы. Например, люди обходили стоящий автобус спереди, не видели выезжающих из-за автобуса машин – и попадали в аварию. Возникло правило: «Обходи стоящий автобус сзади!»

Надо сказать, что правило – не лучшее решение. Ведь его можно нарушить. Людям приходится придумывать уловки, чтобы правило нарушали реже. Например, ребята из международной команды Надежды Журавлевой предложили рисовать на бампере автобуса картинки, отпугивающие пешеходов. Пешеход посмотрит – и не станет автобус спереди обходить. Были предложения включить напоминание о правила в объявление остановок. Возможно, в будущем автобусы будут сами останавливать обходящих их спереди пешеходов. И тогда правило не понадобится.

В-третьих, ребятам были предложено на выбор два типа заданий. Первое —  реалистичное: придумать правила для «пешеходного» транспорта (моноколес, самокатов, скутеров, роликов). Второе —  фантастическое: придумать правила для пилотов метлы.

Рис. 6. Фрагмент правила для катания на скейтборде. Команда «Умка», Сысерть. Так оформляли работы дошкольников. Слева – рисунки детей, справа – сделанная воспитателем расшифровка

Метла народ воодушевила. В результате мы получили не только своды правил, но и проекты знаков с указанием разнообразных сервисов (ремонт метел, прокат метел), и рисунок воздушного светофора от команды москвичей.

Исследование вопроса в нашей команде привело к разработке собственных мётел. В течение двух занятий я выслушивала жаркие споры детей. На какую высоту можно взлететь без вреда для здоровья? Надо ли вводить запрет на использование чужой метлы, если разработанный Львом проект предполагает жесткую привязку этого транспортного средства к хозяину? Какие высота и скорость допустимы при полете над городом? Как летать с детьми? В который раз убеждаюсь – работа в фантастическом мире очень полезное дело, если мир этот дети умеют хорошо и подробно строить.

Рис. 7. Правила полета на метле («Светофор», Великобритания)
Рис.8. Проект метлы семейной (Алиса Икконен, Петрозаводск)

Однако самое яркое впечатление от этого этапа оставила у меня работа девочки из Казахстана. Первое ее правило гласило: «Спросить у метлы, хочет ли она летать».

Этап 4. Вредные советы

Вооруженные знанием правил, мы приступили к наиболее действенному способу их донесения до потребителя. Здесь отлично работает прием «наоборот» — вместо правил мы писали вредные советы. Команды школьников имели возможность предварительно провести свое исследование и разобраться, как устроен вредный совет. Вам отдадим эту информацию в готовом виде.

Жанр вредных советов придумал российский детский поэт Григорий Остер. По нашим наблюдениям, классический вредный совет содержит три части.

1)     Условие:

«Если вы по коридору

Мчитесь на велосипеде,

А навстречу вам из ванной

Вышел папа погулять…»

2)     Совет наоборот:

«Не сворачивайте в кухню:

В кухне жесткий холодильник.

Тормозите лучше в папу…»

3)     Вывод

«Папа мягкий.

Он простит».

Еще надо отметить, что совет пишется в ритме. Рифма не обязательна, а вот ритм держать требуется. Мы учились простукивать ритм и подбирать подходящие слова. И это оказалось самым трудным. Однако наши ученики умеют не сдаваться и находить решения проблем.

В команде «Спасательная звезда» была девочка Маша из Марокко. У Маши пять языков, русский среди них точно не первый. Сочинить вредный совет никак не получалось. Тогда Маша по WhatsApp связалась с другой участницей команды, Ксюшей из Америки. Ксюша свободно говорит и читает по-русски. И они вместе сочинили такой совет.

Если надо на дорогу

Выходить из-за кустов,

Смело двигай в середину,

На машины не смотри.

Вам не надо озираться

И не надо тормозить,

Чтобы опытный водитель

Не успел сообразить.

Вот тогда лежите тихо

Под машиной, ни гу-гу,

Не кричите, не пищите,

Звать на помощь не спешите,

Уже поздно помогать.

Мне кажется, что это — один из самых впечатляющих результатов проекта. Мы готовим книжку вредных советов и обязательно опубликуем ее в интернете.

Этап 5. Решение опасностей

Заметим, что проекты на нашей площадке имеют отличие: в них используются инструменты теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Опираясь на эти инструменты, мы учим детей искать сильные, эффективные решения. Кто-то в проектах оттачивает приобретенные раннее умения, а кто-то только начинает знакомиться с методами решения проблем.

Обучая детей решать проблемы средствами ТРИЗ, мы обычно используем специальный алгоритм. Выявляем суть конфликта, формулируем идеальные решения, подбираем ресурсы, оцениваем результат. Вот как разбирали проблему ребята из «Спасательной звезды», изучающие ТРИЗ (взрослые помогают, но дети «держат логику» и дают решения).

Рис. 9. Описание и разбор проблемы по детскому алгоритму ДАРИЗ

Решений было много. Ребята переизобрели почти все известные на сегодняшний день способы притормозить водителя или пешехода, привлечь внимание к опасной зоне, увеличить поле обзора. А вот внедрение на данный момент у нас только одно.

Рис. 10. Семилетний Кирилл (комманда «Российские спасатели и К) применяет изобретательское правило

Во второй части этой статьи мы покажем решения, найденные участниками нашей команды. Нам тоже очень хочется их внедрить.

А пока я назову учителей, без которых этого проекта бы не было. Вдруг кому-то захочется найти в своей местности человека, готового учить детей решать проблемы.

  • Ольга Селезнева, Москва, онлайн-школы «Ленгватека» и «Мастерские знаний», разработка роликов, дизайн раздаточных материалов, курирование проекта.
  • Надежда Журавлева, Тольятти, онлайн-школы «Ленгватека» и «Мастерские знаний». Сборные команды «Спасательная звезда», «Российские спасатели и К».
  • Ирина Хижук и Алена Печерина, Сысерть Свердловской области, детский сад №25 «Солнышко», команда «Умка».
  • Светлана Лео, Нью-Касл, Великобритания, команда «Светофор».
  • Елена Ананьева, Наталия Блум и Марина Родзавилова, Владивосток, ЧОУ «Дарина», команды «Ритм», «Юнга», «Апельсин».
  • Анар Далелханова, Алматы, Казахстан, команда «Апельсиновая улыбка».
  • Ольга Крашенинникова, Ленгватека, Андорра, команда «Снежочки».
  • Ольга Есина, Москва, семейный клуб «Кайманчик», онлайн-команда «Знаки безопасности».
  • Алена Иванова и Марина Михайлова, Тольятти, ООЦ «Школа», 3-и классы, команды «Друзья», «Умная планета», «Золотое сердце», «Решатели проблем», «Удача».
  • Алла Нестеренко, Петрозаводск, автор и руководитель проекта, онлайн-школа «Мастерские знаний, клуб творческого образования «Жираф», команда «Дети безопасности».