Дом актёра, Культура

Говорить на языке профессии. Жюри об «Онежской маске»- 2021

Жюри "Онежской маски" 2021 года. Фото СТД Карелии
Жюри «Онежской маски» 2021 года. Фото СТД Карелии

Церемония вручения призов фестиваля «Онежская маска» состоялась 29 марта. 10 дней до этого события жюри фестиваля обсуждало спектакли, встречалось с представителями театров и принимало решения. Как это было? Какое впечатление от фестиваля осталось?

Редакция журнала «Лицей» собрала реплики членов жюри и председателя СТД, режиссера главного шоу награждения Снежаны Савельевой.  

Сергей Маргулис, председатель жюри, театровед: «Фестиваль получился честным, справедливым и немножко хулиганским. Но главное – свободным»

Многократно воспетый СМИ и частными лицами Петрозаводска финальный капустник фестиваля вызвал у меня еще и особые ассоциации. 50 (!) актеров всех театров и жанров, одновременно и здорово поющие, танцующие и валяющие дурака на одной сцене после полуторамесячных (!) ночных репетиций – это знак судьбы или, как это модно нынче называть, меседж.

И он о том, что у нас на глазах рождается Театр, пока несуществующий, не имеющий ни статуса, ни дома, ни спектаклей, но настоящий, потому что свободный. А свобода, как известно, и есть первооснова любого театра и любого театрального фестиваля.

Для меня 19-я «Онежская маска» всего-то первая. Сравнивать не с чем. Возможно, бывали и лучше. Но этот, мой фестиваль (а я с ним за эти десять дней успел сродниться!), кажется, получился. И получился честным, справедливым и немножко хулиганским. Но главное – свободным.

Крошечная бархатная революция, которую с полного и радостного одобрения организаторов устроило жюри, отбросив заскорузлый худсоветский принцип отбора номинантов и номинаций и осточертевший неписаный закон «Всем сестрам по…», дала возможность говорить с театрами и их актерами исключительно на языке Профессии. Поскольку она, Профессия, — единственное имущество, которое у нас никто не сможет отнять.

И тут главные мои восторги актерской фракции жюри. То, как они постепенно, но стремительно сбрасывали с себя оковы нами же навязанных стереотипов («Актеры не умеют разговаривать», «Актер — профессия зависимая», «Артисты не думают, а чувствуют» и пр.), как радостно преодолевали зажим и выходили на страстные, точные и безусловно профессиональные монологи – всё это было по-настоящему классно! И фестиваль на глазах обретал то самое качество, ради которого, думаю, девятнадцать лет назад был придуман: диалог коллег.

Спасибо вам, мои новые и, надеюсь, настоящие, а не сетевые друзья. За то, что подсказывали темы, за то, что отстаивали мнения, за то, что… Да просто за то, что были рядом!

Понимаю, насколько труднее было коллегам-журналистам: для них-то театр пока все же не профессия, а только хобби.

Мы все учились друг у друга. Критик ведь тоже зависимая профессия. Мы зависим от Театра, но это самая приятная в мире зависимость.

И мы получили от фестиваля свои пряники. Может быть, теперь начнем отвыкать от пустопорожних, выбешивающих истинно театральных людей, заявлений и суждений с апломбом: «Спектакль понравился», «Гражданская позиция режиссера», «Моя дочка осталась довольна», «Актер сыграл убедительно!» и т.д.

Я во всяком случае буду очень стараться!

Анна Гриневич, театральный журналист, редактор спецпроектов на сайте «Республика Карелия»: «В наших театрах очень интересные, перспективные, сильные актерские труппы»

Я действительно очень давно вхожу в жюри «Онежской маски». Примерно с 2001 года. На моей памяти система определения и лауреатов конкурса и даже номинантов несколько раз менялась.

В первые годы в жюри входили критики (те, кто писал про театр), некоторые чиновники-театралы, а также представители ведомств, которые учреждали и обеспечивали свои премии: например, объединение профсоюзных работников. Комиссия, то есть жюри, собиралась в большом зале минкульта, обсуждались варианты, возникали споры и пр. Председателем жюри был министр культуры. Как тогда, так и сейчас, все оценки были субъективными и формировались из собственных представлений членов жюри о прекрасном.

Сейчас в процедуру судейства входит так называемый разбор спектакля. Это очень трудное дело для тех, кто не занимается этим постоянно. Предполагается, что некий анализ должен быть важен для участников спектаклей. В качестве основной (ударной) силы в жюри обычно выступает председатель. Как правило, это грамотный действующий театровед, критик из Москвы или Петербурга, с именем и репутацией. В конце обсуждения он производит качественный умный разбор, который одновременно может быть каким-то мастер-классом для местных коллег. Хорошо, если происходит такое взаимное обогащение, когда в течение недели все участники фестиваля – и актеры, и режиссеры, и критики, и журналисты – живут в одном потоке и это общение идет всем на пользу. Это происходит не всегда, по разным причинам.

Понятно, что здесь нет четких критериев в оценке номинантов на премию: за артистичность  — 5 баллов, за выполнение сложных элементов – три балла и т.д, как в фигурном катании, например. Здесь все более субъективно, опирается на ощущения каждого критика или представителя актерского жюри, на его опыт, знание контекста, его профессионализм.

«Онежская маска», как и другие театральные фестивали, конечно, создают определенное движение и внутри театральной среды, и вокруг нее. У людей появляется какое-то общее дело, которое начинает будоражить и творцов, и публику. Возможно, что-то выстрелит в перспективе – в виде какой-то идеи или отказа от того, что уже умерло.

Думаю, что напрямую фестиваль на качество работ не влияет. Каждый спектакль – отдельное явление, зависящее больше от других факторов. Если театр может пригласить крутого интересного режиссера, найдет деньги, позволит себе не спешить, чтобы в процессе работы открыть что-то новое, то это, думаю, гораздо важнее, чем внутренние театральные соревнования. Я вижу, что в наших театрах очень интересные, перспективные, сильные актерские труппы. В хороших режиссерских руках они способны продемонстрировать высший класс, я в этом уверена.

Александр Фукс, театровед, театральный журналист, драматург, ридер международного конкурса новой драматургии «Ремарка»: «У каждого из нас, помимо победителей, были и другие симпатии»

«Онежская маска» финишировала. Слоны розданы. В принципе, все заслужено и достойно. Но, понятно, у каждого из нас, помимо победителей, были и другие симпатии. Мне, скажем, понравился спектакль Национального театра «Дом окнами в поле». В том жанре, который выбрала для него режиссер Снежана Савельева, это очень цельный, ладный и четко выстроенный спектакль. С огромным количеством комических находок. Веселый, лирический, настроенческий.

На этот раз мне понравилась работа Валерия и Людмилы Баулиных в спектакле театра драмы «Творческая мастерская» «Матренин двор». Это вариант своего рода литературного театра. Сегодня такая форма может показаться не очень современной, но в конце концов дело не в этом, а в том, как вещь сделана. А сделано все хорошо. Тот вариант, когда за игрой не исчезает текст, доходя до зрителя всеми своими оттенками.

В общем-то, очень трогательной и искренней показалась игра всех актеров в спектакле «ТМ» «Земля Эльзы». Смущала излишняя правильность самой пьесы. Причем из текста Ярославы Пулинович был вырезан ряд персонажей, благодаря которым история любви двух пожилых людей становилась перевертышем вечной истории «Ромео и Джульетты». Из пьесы исчезли дети, мешающие старикам быть вместе. Но зато место детей заняла судьба, от чего спектакль, может быть, только выиграл.

И еще хотелось бы отметить спектакль Национального театра «В сапоге у бабки играл фокстрот». Самый, наверное, современный спектакль последних двух сезонов в наших драматических театрах (о Театре кукол и о Музыкальном театре разговор отдельный, там все в порядке с современностью). Московский режиссер Кирилл Заборихин сделал очень необычное для карельского театра зрелище. Единственно, на мой взгляд, первое действие можно было бы сделать минут на 50 короче, и спектакль от этого только бы выиграл.

Наталья Зыкова,  кандидат искусствоведения, исполнительный директор Ассоциации музыкальных театров, исполнительный директор фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку»: «Атмосфера свободы выражения мнений в этом году поражала»

«Онежская маска» в этом году преподнесла много сюрпризов, не только зрителям, но и мне как члену жюри. Атмосферу жюри по большей мере создает председатель, а приглашенный в этом году Сергей Маргулис, обладающий юмором, театральной эрудицией, сумел мастерски и непринуждённо задать уровень обсуждения и критерии оценки.

В обсуждениях удивительно интересно раскрылись ребята из актерского жюри. Каждый, пропустив спектакль через собственную индивидуальность, выдавал неожиданные, но точно попадающие в смысл высказывания. Вообще атмосфера свободы выражения мнений в этом году поражала – то, что называется по гамбургскому счету, без оглядки на личные знакомства и связи. И эта свобода дала возможность разрешить ежегодно нависающую неразрешимую дилемму – как сравнивать вокалиста, артиста балета и театра кукол и т.д.

Где-то в глубине мироздания или внутренней интуиции параллельные прямые мнений членов жюри сходились в точке таланта — наполненности актерского образа. Поэтому у нас не было принципиальных разногласий, несмотря на огромное количество номинантов на каждую премию.

Полная свобода, данная жюри в этом году, позволила разрешить еще две проблемы, вытекающие из природы театра. Во-первых, выдвижение на номинацию происходит заранее, и за эти несколько месяцев артист может так набрать в качестве игры, что поменяет общую картину. Во- вторых, театры, выдвигая на номинации, могут на что-то не обратить внимания в своих спектаклях и упустить какие-то знаковые вещи.

Возможность жонглировать масками в этом году дала нам возможность максимально объективно и полно отметить достижения последних двух сезонов карельских театров.

Благодарю лично каждого члена жюри за счастье быть вместе.

Виктория Никитина, театральный обозреватель, автор проекта «Культурный лидер» в журнале «Лицей», исполнительный директор Галереи промышленной истории: «Не было никаких группировок в жюри, каждый голосовал так, что мнения объединялись в самых разных вариациях»

В состав жюри «Онежской маски» меня пригласили незадолго до начала работы, и я в полной мере испытала всю гамму чувств неофита – удивление, радость, страх выбора, погружение, ответственность за будущие  решения.

Пожалуй, самый главный и трудный мой опыт — это необходимость оторваться от общего контекста  работы  конкретного театра и рассматривать отдельный спектакль как самостоятельное произведение, без шлейфа, вне репертуара и накопленных впечатлений.

В этом смысле субъективный характер оценки, отсутствие каких-либо четких правил и критериев поначалу создали впечатление невозможности принятия взвешенного решения. Однако,  отправная фраза председателя жюри Сергея Маргулиса о поиске «точки таланта» и присутствие в составе жюри многоопытных коллег успокоили, позволили сформировать собственное мнение.

С итоговыми решениями я полностью согласна, они принимались большинством голосов, и это очень верно. Интересно, что не было никаких группировок в жюри, каждый голосовал так, что мнения объединялись в самых разных вариациях. Особенно понравилось, что финальное заседание жюри было собранным, динамичным, без воды.  Спасибо, уважаемые коллеги, с вами было очень комфортно, интересно, полезно!

Еще одно важное впечатление – актеры разных театров искренне переживали и радовались друг за друга. Думаю, такое единение —  заслуга директоров театров и Союза театральных деятелей. Конкуренция за зрителя – удел маркетологов, а миссия актера – творить во всю силу своего таланта.

О церемонии награждения, которая так изящно, так гениально объединила все театры, можно говорить только восторженно. А ведь Снежана Савельева сумела создать качественное шоу на энтузиазме, за месяц ночных репетиций, когда участникам только и можно было найти свободное время. Потрясающе! Высочайший профессионализм и безграничный потенциал.

Обсуждение спектаклей в жюри "Онежской маски". Фото СТД Карелии
Обсуждение спектаклей в жюри «Онежской маски». Фото СТД Карелии

 

Актерское жюри

Наталья Гальцина, заслуженная артистка России и Карелии, кандидат искусствоведения, руководитель детской хореографической студии Музыкального театра РК: «В оценке каких-то номинантов я оказывалась в одиночестве»

На этой Маске для меня было несколько сюрпризов, в том числе и приятных. Например, очень хорошая идея вручить Маску от Союза театральных деятелей актрисе театра «ТМ» Ирине Старикович.

Что касается моей работы в жюри: было трудно принимать решение из-за большого количества номинантов, спектаклей в целом достойного уровня. Но обсуждения были честными, откровенными.
Замечу, что итоговое голосование было несколько сумбурным, поэтому у меня осталось ощущение спешного, неправильного выбора. В оценке каких-то номинантов я оказывалась в одиночестве. Например, я не понимаю, как можно равнять колоссальную, интересную, масштабную работу в балете «Тщетная предосторожность» балерины  Юки Окоти и работу Марины Збуржинской (очень способной артистки!) в роли Старухи в спектакле «О рыбаке и рыбке». Вообще, безотносительно к «Онежской маске», я считаю, что Юки Окоти давно нужно давать заслуженную Карелии.

То, что отдельную Маску получил Кирилл Симонов, вполне логично. Он поднял балет Карелии на новую, достойную высоту. Продержаться бы!

Церемония в этом году была, по моему мнению, лучшей за все время существовании премии. Артисты работали просто великолепно! Особый респект Снежане Савельевой, она снова продемонстрировала высокий уровень профессионализма. Правда, в следующем году мне хотелось бы увидеть более классическую церемонию награждения, по контрасту с этой. Но в любом случае, убеждена, что республиканская театральная премия нам очень нужна.

Да здравствует «Онежская маска»!

Алексей Белов, заслуженный артист Карелии, актер Национального театра РК: «Не нашёл ни единой причины усомниться в нашем выборе»

В этом году я впервые принимал участие в жюри «Онежской маски»! Мой дебют в качестве члена жюри мог состояться еще в прошлом году, но пандемия круто изменила все планы. И не только мои, так например, в списке номинаций театральной премии собрали претендентов сразу двух сезонов.

Количество номинантов пугало, надо было продумывать, что говорить, какие приводит аргументы…. Голова кипела, когда на вахте Музыкального театра мы столкнулись с остроумным, обаятельным мужчиной в очках и разговорились о маске. И только во время первого обсуждения я понял,  что это и есть председатель жюри.

Сергей Миронович как-то сразу установил порядок и правила высказываний во время обсуждения, и дело пошло! С каждым новым обсуждением невероятно сложный и запутанный пазл под названием «Онежская маска» начинал складываться в чёткую картину. Туман рассеивался, и к итоговому обсуждению у меня уже не было серьёзных вопросов и сомнений.

Еще несколько дней после церемонии я анализировал наш выбор и не нашёл ни единой причины усомниться в выборе жюри. Это удивительно, когда возникает взаимопонимание между такими разными людьми.

Сейчас я с полной ответственностью могу заявить, что проголосовал бы точно так же. Хотя говорят, что первый блин комом, мне понравилось участвовать в обсуждениях, ведь даже когда приходилось говорить не очень приятные вещи, все старались формулировать свои замечания корректно.

 

Владимир Елымчев, актер негосударственного авторского театра Ad Liberum: «Оценивать работу коллег по актерскому цеху нам гораздо сложнее»

Когда мне сказали, что я буду входить в состав жюри «Онежской маски», честно сказать, я растерялся, испугался и запаниковал. Дело в том, что актеры — это не критики и не театроведы. И я считал, да и в какой-то степени считаю до сих пор, что оценивать работу коллег по актерскому цеху нам гораздо сложнее по ряду причин. Но, как говорится, надо — значит надо.

Итак я член жюри. Главное, что должно сказать, мне этот опыт безумно понравился. Во-первых, потому, что мне удалось посетить большое количество спектаклей. Во-вторых, послушать мнение профессиональных критиков, вступить с ними в диалог, иногда даже поспорить с ними. Это ценно! И, пожалуй, получить в итоге удовлетворение от выполненной работы в составе жюри.

Мнение о спектаклях и актерских работах фестиваля, жюри своим решением уже сказало, тут мне добавить абсолютно нечего. Единственное, что хочется сказать, так это огромное спасибо всем театрам. Всем актерам, победителям, номинантам и не номинантам. И пожелать, чтобы и 20-я и 50-я и сотая «Онежская маска» состоялись.

 

Максим Аксенов, солист-вокалист Музыкального театра, лауреат национальной премии «Золотая маска»: «Выбирать было из чего»

Возобновление фестиваля после эпидемиологического локаута ознаменовало грандиозный интерес театров к театральному празднику под названием «Онежская маска». Творческие коллективы представили огромное разнообразие спектаклей, различных номинаций на суд жюри. Было совсем непросто оценивать работу актеров различных театров в этом году, поскольку выбирать было из чего: это и шедевральные спектакли Театра кукол, Национального театра и свежие постановки Музыкального театра, а также необычные постановки «Творческой мастерской» и негосударственного театра Ad Liberum. Все театры продемонстрировали свои лучшие работы сразу за два прошедших сезона.

По итогам фестивальной недели можно смело сказать, что зрителям петрозаводских театров есть что посмотреть, а самое главное — на кого посмотреть в этом году. И большое количество дополнительных, специально созданных номинаций это доказало. А также мы увидели, что все театры нашего города за период неблагоприятной эпидемиологической обстановки продемонстрировали невероятную продуктивность и качество работы. Хотелось бы, чтобы в последующих сезонах это качество не только сохранялось, но и приумножалось.

Наталья Васильева, актриса Театра кукол РК: «Какие же талантливые актёры в нашем городе!»

Это уже второй раз, как мне посчастливилось быть в составе жюри «Онежской маски». И скажу, что это было чудесное время. Не часто, в связи с работой, удаётся порадоваться успеху коллег. А сейчас мне, как никогда, было приятно побывать на спектаклях. Смеяться и сопереживать. Наслаждаться и грустить. Открывать для себя что-то новое. И в очередной раз убедиться в том, какие же талантливые актёры в нашем городе. Каждый по-своему уникален, харизматичен.

Да и сам нынешний состав жюри был настолько хорош, что участвовать в обсуждениях, посещать вместе с ними спектакли, было отдельным удовольствием.

Спасибо всем, кто был рядом в это время, спасибо всем, кто радовал своим талантом на сцене. Я хочу пожелать, чтобы каждый, кто дарит свой свет зрителям, получил заслуженную награду, купался в зрительских аплодисментах, имел возможность расширять границы своего таланта ещё и ещё больше. И, конечно, здоровья и сил. Чтобы на все хватило. Спасибо вам, мои самые любимые, самые талантливые коллеги. Люблю вас.

 

Светлана Кяхярь, заслуженная артистка Карелии, актриса Театра драмы РК «Творческая мастерская»: «Особое восхищение хочется выразить председателю СТД Снежане Савельевой»

В первую очередь хочется поблагодарить тех, кто изначально стал инициатором, организатором и вдохновителем этого замечательного актерского фестиваля. Он проводится уже столько лет и, по-моему, становится все более ярким, объединяющим и вдохновляющим наше карельское актерское братство. Удивительную сплочённость продемонстрировал и нынешний фестиваль. Особое восхищение хочется выразить председателю СТД Снежане Савельевой, которая за невероятно короткие сроки смогла соорганизовать большое количество творческих людей в единый сплочённый живой организм и создать такое яркое, талантливое, живое действо!

Мое участие в составе жюри «Онежской маски» стало для меня полной неожиданностью, но и вместе с тем подарило мне много незабываемых минут общения со столькими интересными людьми и столько эмоциональных впечатлений, а иногда и потрясений, от великолепных актерских работ, которые, возможно, я бы и не увидела в силу совпадения своего рабочего графика с показом спектаклей в других театрах.

На заседаниях жюри создалась замечательная атмосфера доброжелательности, юмора ну и конечно критики, объективной, честной, на мой взгляд, и на серьезном профессиональном уровне. Очень жаль, что наши возможности были не безграничны и мы не смогли отметить всех, кто, безусловно, тоже заслуживает награды, но, надеюсь, замечательные зрители восполнят этот пробел и подарят нашим актерам свою любовь, внимание и бурные аплодисменты!

 

Председатель СТД Карелии, режиссёр церемонии «Тринадцатая ночь, или Что угодно»

«Онежская маска-2021». Фото Ирины Ларионовой
«Онежская маска-2021». Фото Ирины Ларионовой

Снежана Савельева, председатель  карельского отделения СТД, художественный руководитель негосударственного авторского театра Ad Liberum: «Все талантливы безумно!»

Мои впечатления можно разделить на три части.

Председатель СТД

Такой фестиваль можно проводить и в одном театре, как, например, в театре имени Вахтангова есть премия «Человек театра», так, по-моему, он называется. А уж когда их объединяется целых пять!.. «Маска» — это возможность отметить именно актерские работы. Для того, чтобы отметить спектакль, режиссёра, художника, композитора, есть другие фестивали, где заседает гиперпрофессиональное жюри. (В этом году в очередной раз жюри уклонилось от поставленной задачи — дали премию за лучший спектакль!)

Актер!

Вот главное действующее лицо! Звания раздают не каждый год, да и получить его подчас не так-то просто  (у нас их дают не за талант, а за количество сыгранных ролей), а «Маска» даётся за талантливо сыгранную роль, за мастерство Актера!  Мини-звание: заслужил Маску — заслуженный артист!  И не важно, большой город или маленький, один театр в нем или пять. А то, что они разные, так это делает конкурс ещё интереснее!

Режиссёр церемонии

Актёра, если ему не интересно, не заманишь к участию никакими кренделями.  Значит, мы с Олегом Щукаревым и Наташей Файзуллиной нашли нужный подход, интересную тему для молодых актеров. Они же не в банке закупоренные сидят, они же видят, что делается в театральном мире.

Церемония дала возможность хоть на миг погрузиться в тот материал, который им интересен, где они могут оторваться по полной.

Это представление отличалось в первую очередь количеством занятых в ней актеров разных театров — пятьдесят человек! Во-вторых, получился мюзикл! Предыдущая церемония «Онежской маски», поставленная по мюзиклу «12 стульев», раззадорила интерес у артистов, а нынешняя и подавно. Теперь все хотят полноценный мюзикл! И это прекрасно! Если бы нашелся спонсор и главная площадка республики дала бы добро, ох мы бы развернулись…. Силы-то есть пока ещё.

А о том, что ребята ещё больше сдружились, я уже и не говорю. Чувство радости за них, гордости, уважения к ним — непередаваемо! Они прекрасны! И все талантливы безумно!