Церемония вручения призов фестиваля «Онежская маска» состоялась 29 марта. 10 дней до этого события жюри фестиваля обсуждало спектакли, встречалось с представителями театров и принимало решения. Как это было? Какое впечатление от фестиваля осталось?
Редакция журнала «Лицей» собрала реплики членов жюри и председателя СТД, режиссера главного шоу награждения Снежаны Савельевой.
Сергей Маргулис, председатель жюри, театровед: «Фестиваль получился честным, справедливым и немножко хулиганским. Но главное – свободным»
Многократно воспетый СМИ и частными лицами Петрозаводска финальный капустник фестиваля вызвал у меня еще и особые ассоциации. 50 (!) актеров всех театров и жанров, одновременно и здорово поющие, танцующие и валяющие дурака на одной сцене после полуторамесячных (!) ночных репетиций – это знак судьбы или, как это модно нынче называть, меседж.
И он о том, что у нас на глазах рождается Театр, пока несуществующий, не имеющий ни статуса, ни дома, ни спектаклей, но настоящий, потому что свободный. А свобода, как известно, и есть первооснова любого театра и любого театрального фестиваля.
Для меня 19-я «Онежская маска» всего-то первая. Сравнивать не с чем. Возможно, бывали и лучше. Но этот, мой фестиваль (а я с ним за эти десять дней успел сродниться!), кажется, получился. И получился честным, справедливым и немножко хулиганским. Но главное – свободным.
Крошечная бархатная революция, которую с полного и радостного одобрения организаторов устроило жюри, отбросив заскорузлый худсоветский принцип отбора номинантов и номинаций и осточертевший неписаный закон «Всем сестрам по…», дала возможность говорить с театрами и их актерами исключительно на языке Профессии. Поскольку она, Профессия, — единственное имущество, которое у нас никто не сможет отнять.
И тут главные мои восторги актерской фракции жюри. То, как они постепенно, но стремительно сбрасывали с себя оковы нами же навязанных стереотипов («Актеры не умеют разговаривать», «Актер — профессия зависимая», «Артисты не думают, а чувствуют» и пр.), как радостно преодолевали зажим и выходили на страстные, точные и безусловно профессиональные монологи – всё это было по-настоящему классно! И фестиваль на глазах обретал то самое качество, ради которого, думаю, девятнадцать лет назад был придуман: диалог коллег.
Спасибо вам, мои новые и, надеюсь, настоящие, а не сетевые друзья. За то, что подсказывали темы, за то, что отстаивали мнения, за то, что… Да просто за то, что были рядом!
Понимаю, насколько труднее было коллегам-журналистам: для них-то театр пока все же не профессия, а только хобби.
Мы все учились друг у друга. Критик ведь тоже зависимая профессия. Мы зависим от Театра, но это самая приятная в мире зависимость.
И мы получили от фестиваля свои пряники. Может быть, теперь начнем отвыкать от пустопорожних, выбешивающих истинно театральных людей, заявлений и суждений с апломбом: «Спектакль понравился», «Гражданская позиция режиссера», «Моя дочка осталась довольна», «Актер сыграл убедительно!» и т.д.
Я во всяком случае буду очень стараться!
Анна Гриневич, театральный журналист, редактор спецпроектов на сайте «Республика Карелия»: «В наших театрах очень интересные, перспективные, сильные актерские труппы»
Я действительно очень давно вхожу в жюри «Онежской маски». Примерно с 2001 года. На моей памяти система определения и лауреатов конкурса и даже номинантов несколько раз менялась.
В первые годы в жюри входили критики (те, кто писал про театр), некоторые чиновники-театралы, а также представители ведомств, которые учреждали и обеспечивали свои премии: например, объединение профсоюзных работников. Комиссия, то есть жюри, собиралась в большом зале минкульта, обсуждались варианты, возникали споры и пр. Председателем жюри был министр культуры. Как тогда, так и сейчас, все оценки были субъективными и формировались из собственных представлений членов жюри о прекрасном.
Сейчас в процедуру судейства входит так называемый разбор спектакля. Это очень трудное дело для тех, кто не занимается этим постоянно. Предполагается, что некий анализ должен быть важен для участников спектаклей. В качестве основной (ударной) силы в жюри обычно выступает председатель. Как правило, это грамотный действующий театровед, критик из Москвы или Петербурга, с именем и репутацией. В конце обсуждения он производит качественный умный разбор, который одновременно может быть каким-то мастер-классом для местных коллег. Хорошо, если происходит такое взаимное обогащение, когда в течение недели все участники фестиваля – и актеры, и режиссеры, и критики, и журналисты – живут в одном потоке и это общение идет всем на пользу. Это происходит не всегда, по разным причинам.
Понятно, что здесь нет четких критериев в оценке номинантов на премию: за артистичность — 5 баллов, за выполнение сложных элементов – три балла и т.д, как в фигурном катании, например. Здесь все более субъективно, опирается на ощущения каждого критика или представителя актерского жюри, на его опыт, знание контекста, его профессионализм.
«Онежская маска», как и другие театральные фестивали, конечно, создают определенное движение и внутри театральной среды, и вокруг нее. У людей появляется какое-то общее дело, которое начинает будоражить и творцов, и публику. Возможно, что-то выстрелит в перспективе – в виде какой-то идеи или отказа от того, что уже умерло.
Думаю, что напрямую фестиваль на качество работ не влияет. Каждый спектакль – отдельное явление, зависящее больше от других факторов. Если театр может пригласить крутого интересного режиссера, найдет деньги, позволит себе не спешить, чтобы в процессе работы открыть что-то новое, то это, думаю, гораздо важнее, чем внутренние театральные соревнования. Я вижу, что в наших театрах очень интересные, перспективные, сильные актерские труппы. В хороших режиссерских руках они способны продемонстрировать высший класс, я в этом уверена.
Александр Фукс, театровед, театральный журналист, драматург, ридер международного конкурса новой драматургии «Ремарка»: «У каждого из нас, помимо победителей, были и другие симпатии»
«Онежская маска» финишировала. Слоны розданы. В принципе, все заслужено и достойно. Но, понятно, у каждого из нас, помимо победителей, были и другие симпатии. Мне, скажем, понравился спектакль Национального театра «Дом окнами в поле». В том жанре, который выбрала для него режиссер Снежана Савельева, это очень цельный, ладный и четко выстроенный спектакль. С огромным количеством комических находок. Веселый, лирический, настроенческий.
На этот раз мне понравилась работа Валерия и Людмилы Баулиных в спектакле театра драмы «Творческая мастерская» «Матренин двор». Это вариант своего рода литературного театра. Сегодня такая форма может показаться не очень современной, но в конце концов дело не в этом, а в том, как вещь сделана. А сделано все хорошо. Тот вариант, когда за игрой не исчезает текст, доходя до зрителя всеми своими оттенками.
В общем-то, очень трогательной и искренней показалась игра всех актеров в спектакле «ТМ» «Земля Эльзы». Смущала излишняя правильность самой пьесы. Причем из текста Ярославы Пулинович был вырезан ряд персонажей, благодаря которым история любви двух пожилых людей становилась перевертышем вечной истории «Ромео и Джульетты». Из пьесы исчезли дети, мешающие старикам быть вместе. Но зато место детей заняла судьба, от чего спектакль, может быть, только выиграл.
И еще хотелось бы отметить спектакль Национального театра «В сапоге у бабки играл фокстрот». Самый, наверное, современный спектакль последних двух сезонов в наших драматических театрах (о Театре кукол и о Музыкальном театре разговор отдельный, там все в порядке с современностью). Московский режиссер Кирилл Заборихин сделал очень необычное для карельского театра зрелище. Единственно, на мой взгляд, первое действие можно было бы сделать минут на 50 короче, и спектакль от этого только бы выиграл.
Наталья Зыкова, кандидат искусствоведения, исполнительный директор Ассоциации музыкальных театров, исполнительный директор фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку»: «Атмосфера свободы выражения мнений в этом году поражала»
«Онежская маска» в этом году преподнесла много сюрпризов, не только зрителям, но и мне как члену жюри. Атмосферу жюри по большей мере создает председатель, а приглашенный в этом году Сергей Маргулис, обладающий юмором, театральной эрудицией, сумел мастерски и непринуждённо задать уровень обсуждения и критерии оценки.
В обсуждениях удивительно интересно раскрылись ребята из актерского жюри. Каждый, пропустив спектакль через собственную индивидуальность, выдавал неожиданные, но точно попадающие в смысл высказывания. Вообще атмосфера свободы выражения мнений в этом году поражала – то, что называется по гамбургскому счету, без оглядки на личные знакомства и связи. И эта свобода дала возможность разрешить ежегодно нависающую неразрешимую дилемму – как сравнивать вокалиста, артиста балета и театра кукол и т.д.
Где-то в глубине мироздания или внутренней интуиции параллельные прямые мнений членов жюри сходились в точке таланта — наполненности актерского образа. Поэтому у нас не было принципиальных разногласий, несмотря на огромное количество номинантов на каждую премию.
Полная свобода, данная жюри в этом году, позволила разрешить еще две проблемы, вытекающие из природы театра. Во-первых, выдвижение на номинацию происходит заранее, и за эти несколько месяцев артист может так набрать в качестве игры, что поменяет общую картину. Во- вторых, театры, выдвигая на номинации, могут на что-то не обратить внимания в своих спектаклях и упустить какие-то знаковые вещи.
Возможность жонглировать масками в этом году дала нам возможность максимально объективно и полно отметить достижения последних двух сезонов карельских театров.
Благодарю лично каждого члена жюри за счастье быть вместе.
Виктория Никитина, театральный обозреватель, автор проекта «Культурный лидер» в журнале «Лицей», исполнительный директор Галереи промышленной истории: «Не было никаких группировок в жюри, каждый голосовал так, что мнения объединялись в самых разных вариациях»
В состав жюри «Онежской маски» меня пригласили незадолго до начала работы, и я в полной мере испытала всю гамму чувств неофита – удивление, радость, страх выбора, погружение, ответственность за будущие решения.
Пожалуй, самый главный и трудный мой опыт — это необходимость оторваться от общего контекста работы конкретного театра и рассматривать отдельный спектакль как самостоятельное произведение, без шлейфа, вне репертуара и накопленных впечатлений.
В этом смысле субъективный характер оценки, отсутствие каких-либо четких правил и критериев поначалу создали впечатление невозможности принятия взвешенного решения. Однако, отправная фраза председателя жюри Сергея Маргулиса о поиске «точки таланта» и присутствие в составе жюри многоопытных коллег успокоили, позволили сформировать собственное мнение.
С итоговыми решениями я полностью согласна, они принимались большинством голосов, и это очень верно. Интересно, что не было никаких группировок в жюри, каждый голосовал так, что мнения объединялись в самых разных вариациях. Особенно понравилось, что финальное заседание жюри было собранным, динамичным, без воды. Спасибо, уважаемые коллеги, с вами было очень комфортно, интересно, полезно!
Еще одно важное впечатление – актеры разных театров искренне переживали и радовались друг за друга. Думаю, такое единение — заслуга директоров театров и Союза театральных деятелей. Конкуренция за зрителя – удел маркетологов, а миссия актера – творить во всю силу своего таланта.
О церемонии награждения, которая так изящно, так гениально объединила все театры, можно говорить только восторженно. А ведь Снежана Савельева сумела создать качественное шоу на энтузиазме, за месяц ночных репетиций, когда участникам только и можно было найти свободное время. Потрясающе! Высочайший профессионализм и безграничный потенциал.
Актерское жюри
Наталья Гальцина, заслуженная артистка России и Карелии, кандидат искусствоведения, руководитель детской хореографической студии Музыкального театра РК: «В оценке каких-то номинантов я оказывалась в одиночестве»
На этой Маске для меня было несколько сюрпризов, в том числе и приятных. Например, очень хорошая идея вручить Маску от Союза театральных деятелей актрисе театра «ТМ» Ирине Старикович.
Что касается моей работы в жюри: было трудно принимать решение из-за большого количества номинантов, спектаклей в целом достойного уровня. Но обсуждения были честными, откровенными.
Замечу, что итоговое голосование было несколько сумбурным, поэтому у меня осталось ощущение спешного, неправильного выбора. В оценке каких-то номинантов я оказывалась в одиночестве. Например, я не понимаю, как можно равнять колоссальную, интересную, масштабную работу в балете «Тщетная предосторожность» балерины Юки Окоти и работу Марины Збуржинской (очень способной артистки!) в роли Старухи в спектакле «О рыбаке и рыбке». Вообще, безотносительно к «Онежской маске», я считаю, что Юки Окоти давно нужно давать заслуженную Карелии.
То, что отдельную Маску получил Кирилл Симонов, вполне логично. Он поднял балет Карелии на новую, достойную высоту. Продержаться бы!
Церемония в этом году была, по моему мнению, лучшей за все время существовании премии. Артисты работали просто великолепно! Особый респект Снежане Савельевой, она снова продемонстрировала высокий уровень профессионализма. Правда, в следующем году мне хотелось бы увидеть более классическую церемонию награждения, по контрасту с этой. Но в любом случае, убеждена, что республиканская театральная премия нам очень нужна.
Да здравствует «Онежская маска»!
Алексей Белов, заслуженный артист Карелии, актер Национального театра РК: «Не нашёл ни единой причины усомниться в нашем выборе»
В этом году я впервые принимал участие в жюри «Онежской маски»! Мой дебют в качестве члена жюри мог состояться еще в прошлом году, но пандемия круто изменила все планы. И не только мои, так например, в списке номинаций театральной премии собрали претендентов сразу двух сезонов.
Количество номинантов пугало, надо было продумывать, что говорить, какие приводит аргументы…. Голова кипела, когда на вахте Музыкального театра мы столкнулись с остроумным, обаятельным мужчиной в очках и разговорились о маске. И только во время первого обсуждения я понял, что это и есть председатель жюри.
Сергей Миронович как-то сразу установил порядок и правила высказываний во время обсуждения, и дело пошло! С каждым новым обсуждением невероятно сложный и запутанный пазл под названием «Онежская маска» начинал складываться в чёткую картину. Туман рассеивался, и к итоговому обсуждению у меня уже не было серьёзных вопросов и сомнений.
Еще несколько дней после церемонии я анализировал наш выбор и не нашёл ни единой причины усомниться в выборе жюри. Это удивительно, когда возникает взаимопонимание между такими разными людьми.
Сейчас я с полной ответственностью могу заявить, что проголосовал бы точно так же. Хотя говорят, что первый блин комом, мне понравилось участвовать в обсуждениях, ведь даже когда приходилось говорить не очень приятные вещи, все старались формулировать свои замечания корректно.
Владимир Елымчев, актер негосударственного авторского театра Ad Liberum: «Оценивать работу коллег по актерскому цеху нам гораздо сложнее»
Когда мне сказали, что я буду входить в состав жюри «Онежской маски», честно сказать, я растерялся, испугался и запаниковал. Дело в том, что актеры — это не критики и не театроведы. И я считал, да и в какой-то степени считаю до сих пор, что оценивать работу коллег по актерскому цеху нам гораздо сложнее по ряду причин. Но, как говорится, надо — значит надо.
Итак я член жюри. Главное, что должно сказать, мне этот опыт безумно понравился. Во-первых, потому, что мне удалось посетить большое количество спектаклей. Во-вторых, послушать мнение профессиональных критиков, вступить с ними в диалог, иногда даже поспорить с ними. Это ценно! И, пожалуй, получить в итоге удовлетворение от выполненной работы в составе жюри.
Мнение о спектаклях и актерских работах фестиваля, жюри своим решением уже сказало, тут мне добавить абсолютно нечего. Единственное, что хочется сказать, так это огромное спасибо всем театрам. Всем актерам, победителям, номинантам и не номинантам. И пожелать, чтобы и 20-я и 50-я и сотая «Онежская маска» состоялись.
Максим Аксенов, солист-вокалист Музыкального театра, лауреат национальной премии «Золотая маска»: «Выбирать было из чего»
Возобновление фестиваля после эпидемиологического локаута ознаменовало грандиозный интерес театров к театральному празднику под названием «Онежская маска». Творческие коллективы представили огромное разнообразие спектаклей, различных номинаций на суд жюри. Было совсем непросто оценивать работу актеров различных театров в этом году, поскольку выбирать было из чего: это и шедевральные спектакли Театра кукол, Национального театра и свежие постановки Музыкального театра, а также необычные постановки «Творческой мастерской» и негосударственного театра Ad Liberum. Все театры продемонстрировали свои лучшие работы сразу за два прошедших сезона.
По итогам фестивальной недели можно смело сказать, что зрителям петрозаводских театров есть что посмотреть, а самое главное — на кого посмотреть в этом году. И большое количество дополнительных, специально созданных номинаций это доказало. А также мы увидели, что все театры нашего города за период неблагоприятной эпидемиологической обстановки продемонстрировали невероятную продуктивность и качество работы. Хотелось бы, чтобы в последующих сезонах это качество не только сохранялось, но и приумножалось.
Наталья Васильева, актриса Театра кукол РК: «Какие же талантливые актёры в нашем городе!»
Это уже второй раз, как мне посчастливилось быть в составе жюри «Онежской маски». И скажу, что это было чудесное время. Не часто, в связи с работой, удаётся порадоваться успеху коллег. А сейчас мне, как никогда, было приятно побывать на спектаклях. Смеяться и сопереживать. Наслаждаться и грустить. Открывать для себя что-то новое. И в очередной раз убедиться в том, какие же талантливые актёры в нашем городе. Каждый по-своему уникален, харизматичен.
Да и сам нынешний состав жюри был настолько хорош, что участвовать в обсуждениях, посещать вместе с ними спектакли, было отдельным удовольствием.
Спасибо всем, кто был рядом в это время, спасибо всем, кто радовал своим талантом на сцене. Я хочу пожелать, чтобы каждый, кто дарит свой свет зрителям, получил заслуженную награду, купался в зрительских аплодисментах, имел возможность расширять границы своего таланта ещё и ещё больше. И, конечно, здоровья и сил. Чтобы на все хватило. Спасибо вам, мои самые любимые, самые талантливые коллеги. Люблю вас.
Светлана Кяхярь, заслуженная артистка Карелии, актриса Театра драмы РК «Творческая мастерская»: «Особое восхищение хочется выразить председателю СТД Снежане Савельевой»
В первую очередь хочется поблагодарить тех, кто изначально стал инициатором, организатором и вдохновителем этого замечательного актерского фестиваля. Он проводится уже столько лет и, по-моему, становится все более ярким, объединяющим и вдохновляющим наше карельское актерское братство. Удивительную сплочённость продемонстрировал и нынешний фестиваль. Особое восхищение хочется выразить председателю СТД Снежане Савельевой, которая за невероятно короткие сроки смогла соорганизовать большое количество творческих людей в единый сплочённый живой организм и создать такое яркое, талантливое, живое действо!
Мое участие в составе жюри «Онежской маски» стало для меня полной неожиданностью, но и вместе с тем подарило мне много незабываемых минут общения со столькими интересными людьми и столько эмоциональных впечатлений, а иногда и потрясений, от великолепных актерских работ, которые, возможно, я бы и не увидела в силу совпадения своего рабочего графика с показом спектаклей в других театрах.
На заседаниях жюри создалась замечательная атмосфера доброжелательности, юмора ну и конечно критики, объективной, честной, на мой взгляд, и на серьезном профессиональном уровне. Очень жаль, что наши возможности были не безграничны и мы не смогли отметить всех, кто, безусловно, тоже заслуживает награды, но, надеюсь, замечательные зрители восполнят этот пробел и подарят нашим актерам свою любовь, внимание и бурные аплодисменты!
Председатель СТД Карелии, режиссёр церемонии «Тринадцатая ночь, или Что угодно»
Снежана Савельева, председатель карельского отделения СТД, художественный руководитель негосударственного авторского театра Ad Liberum: «Все талантливы безумно!»
Мои впечатления можно разделить на три части.
Председатель СТД
Такой фестиваль можно проводить и в одном театре, как, например, в театре имени Вахтангова есть премия «Человек театра», так, по-моему, он называется. А уж когда их объединяется целых пять!.. «Маска» — это возможность отметить именно актерские работы. Для того, чтобы отметить спектакль, режиссёра, художника, композитора, есть другие фестивали, где заседает гиперпрофессиональное жюри. (В этом году в очередной раз жюри уклонилось от поставленной задачи — дали премию за лучший спектакль!)
Актер!
Вот главное действующее лицо! Звания раздают не каждый год, да и получить его подчас не так-то просто (у нас их дают не за талант, а за количество сыгранных ролей), а «Маска» даётся за талантливо сыгранную роль, за мастерство Актера! Мини-звание: заслужил Маску — заслуженный артист! И не важно, большой город или маленький, один театр в нем или пять. А то, что они разные, так это делает конкурс ещё интереснее!
Режиссёр церемонии
Актёра, если ему не интересно, не заманишь к участию никакими кренделями. Значит, мы с Олегом Щукаревым и Наташей Файзуллиной нашли нужный подход, интересную тему для молодых актеров. Они же не в банке закупоренные сидят, они же видят, что делается в театральном мире.
Церемония дала возможность хоть на миг погрузиться в тот материал, который им интересен, где они могут оторваться по полной.
Это представление отличалось в первую очередь количеством занятых в ней актеров разных театров — пятьдесят человек! Во-вторых, получился мюзикл! Предыдущая церемония «Онежской маски», поставленная по мюзиклу «12 стульев», раззадорила интерес у артистов, а нынешняя и подавно. Теперь все хотят полноценный мюзикл! И это прекрасно! Если бы нашелся спонсор и главная площадка республики дала бы добро, ох мы бы развернулись…. Силы-то есть пока ещё.
А о том, что ребята ещё больше сдружились, я уже и не говорю. Чувство радости за них, гордости, уважения к ним — непередаваемо! Они прекрасны! И все талантливы безумно!