Афиша Петрозаводска, Великая Отечественная. 1941 - 1945, Культура

Словно эхо минувшей войны

Сарра Шор (1897-1981). Защитим (мать)
Сарра Шор (1897-1981). Защитим (мать)

Выставка «О героях былых времен» открылась в Музее изобразительных искусств Карелии. Она посвящена 75-летию снятия блокады Ленинграда и 75-летию освобождения Петрозаводска.

Эту выставку можно назвать художественным репортажем о Великой Отечественной войне, потому что авторы его – художники, а репортаж состоит из солдатских портретов, изображений батальных сцен, пейзажей и даже натюрмортов. Авторы использовали все доступные им жанры, вот только тема у них была одна – война.

Еще одна особенность у этой выставки: большинство авторов работ были или участниками, или детьми  войны. Из поколения первых остались единицы, с каждым годом редеют ряды тех, чье детство выпало на военные годы. Но и те, и другие видели ужасы войны не в кино.

Первые  не только воевали, они и на войне оставались художниками, в первую очередь рисовали –  не до кистей и красок было, –  часто в перерывах между боями. Эти рисунки, а не только снимки фронтовых фотокорресподентов, донесли до нас образы безымянных героев из солдатских окопов, партизанских отрядов. Входя в освобожденные от врага города и села, они стремились сохранить для потомков не только первые часы освобождения, но и страшные  следы разрушений.

В Карелии хорошо знают Зиновия Ефимовича Львовича, художника армейской газеты Волховского фронта «Во славу Родины»: знают в том числе и по рисункам разрушенного во время оккупации и возрождающегося после освобождения Петрозаводска.

Другой  известный карельский художник Константин Леонидович Буторов был главным выпускающим художником «Окон» КарелфинТАГа. Его сделанные с натуры портреты мальчишек, освобожденных узников концлагеря, увидев раз, трудно забыть.

Зиновий Львович ( 1910 – 1965). Траншея в лесу
Зиновий Львович ( 1910 – 1965). Траншея в лесу

На выставке представлен «Бессмертный полк» Музея изобразительных искусств Карелии: Константин Буторов, Зиновий Львович, Осмо Бородкин, Павел Кондратьев, Иван Евстигнеев, Юрий Непринцев, Николай Брюханов –  всего 14 человек.

Один из «Бессмертного полка» - карельский художник Осмо Бородкин. Портрет работы другого карельского художника Георгия Адамовича Стронка. 1947
Один из «Бессмертного полка» — карельский художник Осмо Бородкин. Портрет работы Георгия Стронка. 1947
Павел Кондратьев (1902 – 1985). Город-фронт (1941-1942)
Павел Кондратьев (1902 – 1985). Город-фронт (1941-1942)

А вот художники  Борис Поморцев, Виталий Тюленев, Сергей Якобчук и Юрий Высоковских были детьми в годы войны. Но сохранили в памяти время.

Борис Поморцев. Сыновья. Сорок первый год. 1984
Борис Поморцев. Сыновья. Сорок первый год. 1984
 Сергей Якобчук (1937 – 2015). Водитель трамвая (Блокада). 1964
Сергей Якобчук (1937 – 2015). Водитель трамвая (Блокада). 1964
Рейно Юссикайнен. Плакат «10 000 000». Внизу стилизованное изображение крематория. Вверху – названия лагерей смерти. Выходящий из труб дым – сформирован то ли из человеческих лиц, то ли из черепов. Известно, что из 18 миллионов узников концлагерей погибли 11 миллионов
Рейно Юссикайнен. Плакат «10 000 000». Внизу стилизованное изображение крематория. Вверху – названия лагерей смерти. Выходящий из труб дым сформирован то ли из человеческих лиц, то ли из черепов. Из 18 миллионов узников концлагерей погибли 11 миллионов
Сергей Якобчук (1937 – 2015). Натюрморт «Черные чайники». 1970
Сергей Якобчук (1937 – 2015). Натюрморт «Черные чайники». 1970
Виталий Тюленев (1937 - 1997). Май 1945-го. 1975
Виталий Тюленев (1937 — 1997). Май 1945-го. 1975

Может быть,  поэтому экспозиция производит такое сильное эмоциональное впечатление. Она рассказывает не только о военных буднях, но и о том, что пережили люди за эти годы. Вся гамма чувств в работах художников: боль, страх, ненависть, ярость, желание выжить, дожить до Победы. И, наконец, радость, когда она пришла.

Одна из работ так и называется –  «Май 45-го». Виталий Иванович Тюленев написал ее в 1975 году. Ему, коренному ленинградцу, когда началась война, было всего четыре года. Он мог помнить счастливые майские дни 45-го мальчишкой.

Вместе с работами художников на выставке представлены короткие врезки, отрывки из воспоминаний свидетелей тех лет. Так получилось, например, что картину Вадима Тюленева словно иллюстрируют воспоминания Марка Розовского. В мае 1945-го ему был столько же лет, сколько и художнику: «…Когда объявили победу, мы с мамой пошли на Красную площадь. Помню невероятный эмоциональный подъем этого дня… К каждому человеку в военной форме (их было довольно много) подбегала толпа, поднимала его на руки и качала. Я не заметил, чтобы кто-то был пьяным или случалась давка. Знаете, когда народ неистовствует, всегда немного страшно. Но в этот день ничего подобного не было. Только взаимная любовь, общность. Все смеялись, ликовали».

Ряд произведений карельских художников уже выставлялся в Музее изобразительных искусств Карелии. Они знакомы многим, но в новом контексте словно зазвучали с новой силой, приобрели новый эмоциональный оттенок.  А есть работы, которые впервые достали из музейных запасников. Вместе они создают выразительное, впечатляющее полотно того страшного, героического, великого времени нашей истории. Времени, которое не подлежит забвению. Как писал замечательный советский  поэт Александр Твардовский:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Первая экскурсия. Ее проводит куратор выставки, заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы музея Людмила Никифорова
Первая экскурсия. Ее проводит куратор выставки, заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы музея Людмила Никифорова
Гостями вернисажа были в первую очередь люди старшего поколения
Гостями вернисажа были в первую очередь люди старшего поколения