В концерте «Новые премьеры старинных шедевров и импровизации по Бетховену» прозвучали сочинения Баха, Букстехуде, Ринка, Себастьяна Агилера де Эредиа и Бетховена.
Своими впечатлениями от концерта делится Любовь Павлова, преподаватель теоретических дисциплин ДМШ №1 им. Г.Синисало.
Орган не случайно называют королём музыки, он во все времена являлся самым грандиозным и таинственным музыкальным инструментом. Кто хоть раз услышит орган живьем в концертном зале, тот получит впечатление на всю жизнь. Его величественный звук никого не оставляет равнодушным.
Преподаватели, учащиеся ДМШ №1 им. Г.Синисало со своими родителями смогли убедиться в этом на личном опыте, побывав 24 февраля на концерте одного из самых перспективных молодых органистов современности, представителя Голландии – Питера ван дер Зваага в Большом зале Петрозаводской консерватории им. А.К.Глазунова.
Питер принимал участие в мастер-классах многих выдающихся органистов Европы. Талантливый музыкант участвовал во многих международных конкурсах. На VI Международном конкурсе органистов имени Яна Свелинка (2017) он получил первую премию. Именно Ян Питерс Свелинк (1562-1621), знаменитый соотечественник нашего уважаемого гостя, первым стал устраивать публичные концерты прямо в церкви, где работал. Быть композитором и исполнителем в то время было нормой.
Начался концерт с органной классики – прелюдии и фуги си минор Иоганна Себастьяна Баха. Затем мы смогли познакомиться с произведением одного из лучших учеников ярчайшего представителя Барокко Дитриха Букстехуде (1637-1707), игру которого в юности из другого города в Любек отправился послушать И.С.Бах, пробыв там вместо положенных четырёх недель почти четыре месяца. Таким учеником Букстехуде был немецкий органист, скрипач и композитор Николаус Брунс (1665-1697).
Автором Вариаций на тему А. Корелли – следующего прозвучавшего в исполнении талантливого органиста произведения – был немецкий композитор, органист и музыкальный педагог Иоганн Христиан Генрих Ринк (1770-1846) , современник Людвига ван Бетховена. Основные сочинения Ринка написаны для органа.
Особым разнообразием отличалась программа второго отделения. Прозвучала музыка испанского монаха, композитора, органиста, представителя эпохи Возрождения Себастьяна Агилера де Эредиа (1561-1627), а также пьесами в свободном стиле «Медитация» и «Гимн солнцу» французского композитора, органиста Собора Парижской Богоматери (с 1900-го по 1937-й) – Луи Виктора Жюля Вьерна (1870-1937).
В этих произведениях тонко переплелись и тончайшие краски импрессионизма, и эмоциональный подъём романтизма. Впоследствии Луи Вьерн-педагог сформировал целую плеяду блестящих французских органистов. Он много гастролировал в Европе и Америке, давая не только концерты, но и мастер-классы. Во время своего последнего концерта вечером 2 июня 1937 года замечательный органист умер от инсульта или сердечного приступа – сбылась мечта всей его жизни: умереть на консоли большого органа Нотр-Дам. Произведения мастера входят в репертуар практически всех концертных исполнителей, а также в программы крупнейших конкурсов органного искусства.
Очень порадовало зрителей необычное звучание медленной части «Патетической» сонаты Л. Бетховена, а также импровизации по Бетховену, где изящно и в то же время глубоко и эмоционально блистательный музыкант Питер ван дер Звааг погрузил нас в бездонный мир музыки гения.
Хочется отметить мастерство ведущей концерта Анны Лесонен. Исполнение каждой композиции предварялось краткой, но очень ёмкой характеристикой как самого автора, так и его произведения.