Афиша Петрозаводска, Новости

Органист Питер ван дер Звааг дал сольный концерт в Большом зале Петрозаводской консерватории

В концерте «Новые премьеры старинных шедевров и импровизации по Бетховену» прозвучали сочинения Баха, Букстехуде, Ринка, Себастьяна Агилера де Эредиа и Бетховена.

Своими впечатлениями от концерта делится Любовь Павлова, преподаватель теоретических дисциплин ДМШ №1 им. Г.Синисало.

Орган не случайно называют королём музыки, он во все времена являлся самым грандиозным и таинственным музыкальным инструментом. Кто хоть раз услышит орган живьем в концертном зале, тот получит впечатление на всю жизнь. Его величественный звук никого не оставляет равнодушным.

Преподаватели, учащиеся ДМШ №1 им. Г.Синисало со своими родителями смогли убедиться в этом на личном опыте, побывав 24 февраля  на концерте одного из самых перспективных молодых органистов современности, представителя Голландии – Питера ван дер Зваага в Большом зале Петрозаводской консерватории им. А.К.Глазунова.

Питер ван дер Звааг
Питер ван дер Звааг

Питер принимал участие в мастер-классах многих выдающихся органистов Европы. Талантливый музыкант участвовал во многих международных конкурсах.  На VI Международном конкурсе органистов имени Яна Свелинка (2017) он получил первую премию. Именно Ян Питерс Свелинк (1562-1621), знаменитый соотечественник нашего уважаемого гостя, первым стал устраивать публичные концерты прямо в церкви, где работал. Быть композитором и исполнителем в то время было нормой. 

Начался концерт с органной классики – прелюдии и фуги си минор Иоганна Себастьяна Баха. Затем мы смогли познакомиться с произведением одного из лучших учеников ярчайшего представителя Барокко Дитриха Букстехуде (1637-1707),  игру которого в юности из другого города в Любек отправился послушать И.С.Бах, пробыв там вместо положенных четырёх недель почти четыре месяца. Таким учеником Букстехуде был немецкий органист, скрипач и композитор Николаус Брунс (1665-1697).

Автором Вариаций на тему А. Корелли – следующего прозвучавшего в исполнении талантливого органиста произведения – был немецкий композитор, органист и музыкальный педагог Иоганн Христиан Генрих Ринк (1770-1846) , современник Людвига ван Бетховена. Основные сочинения Ринка написаны для органа.

Особым разнообразием отличалась программа второго отделения. Прозвучала музыка испанского монаха, композитора, органиста, представителя эпохи Возрождения  Себастьяна Агилера де Эредиа (1561-1627), а также пьесами в свободном стиле «Медитация» и «Гимн солнцу» французского композитора, органиста Собора Парижской Богоматери (с 1900-го по 1937-й) – Луи Виктора Жюля Вьерна (1870-1937).

В этих произведениях тонко переплелись  и тончайшие краски импрессионизма, и эмоциональный подъём романтизма. Впоследствии Луи Вьерн-педагог сформировал целую плеяду блестящих французских органистов. Он много гастролировал в Европе и Америке, давая не только концерты, но и мастер-классы. Во время своего последнего концерта вечером 2 июня 1937 года замечательный органист умер от инсульта или сердечного приступа – сбылась мечта всей его жизни: умереть на консоли большого органа Нотр-Дам. Произведения мастера входят в репертуар практически всех концертных исполнителей, а также в программы крупнейших конкурсов органного искусства.

Очень порадовало зрителей необычное звучание медленной части «Патетической» сонаты Л. Бетховена, а также импровизации по Бетховену, где изящно и в то же время глубоко и эмоционально блистательный музыкант Питер ван дер Звааг погрузил нас в бездонный мир музыки гения.

Питер ван дер Звааг после концерта
Питер ван дер Звааг после концерта

Хочется отметить мастерство ведущей концерта Анны Лесонен. Исполнение каждой композиции предварялось краткой, но очень ёмкой характеристикой как самого автора, так и его произведения.