В Национальном музее Карелии открылась выставка «Александр Линевский. Каменные письмена»
Я послал вам… камень. Но вот зачем? И кто это «я»? Ответы на эти вопросы, казалось бы, очень простые, ищут ученые всего мира не одно столетие – ведь речь не об обычных камнях, а о петроглифах.
Петроглифы (от греч. petros — камень и glyphe — резьба) находят до сих пор на всех континентах. Но, можно сказать, что у нашего Национального музея интерес к ним особый: в его залах хранятся два каменных фрагмента с петроглифами (в Эрмитаже – только один!), а изображение с одного из них – люди, плывущих в лодке, — стало логотипом музея. За последние годы здесь прошло несколько выставок, на которых можно было познакомиться с петроглифами Африки, Скандинавии, Хакасии…
К концу ХХ века в мире было обнаружено около 35 миллионов изображений. Они создавались на протяжении веков, и специалисты научились определять время, в которое они были созданы, и даже особенности «почерков» авторов. Петроглифы изображали животных, растения, предметы быта, оружие, окружающий мир, небесные светила, сцены охоты и рыбной ловли. Находят еще и еще сотни других знаков, пока не имеющих объяснения.
Мы прошли путь от каменных книг до электронных, но так и не получили бесспорного ответа на вопрос «Зачем писали эти книги их авторы? Кому они их предназначали, кроме своих соплеменников?» Хотя читать петроглифы ученые уже научились.
Нынешняя выставка в Национальном музее «Александр Линевский. Каменные письмена» посвящена человеку, ученому-этнографу и писателю, который сделал попытку ответить на эти вопросы. Он впервые приехал в Карелию еще до окончания Ленинградского университета. Получив направление на работу в наш край, всю жизнь занимался изучением археологических памятников – беломорских и онежских петроглифов, курганов на реке Оять и сбором фольклорного материала. В 1939 году вышла его книга «Петроглифы Карелии», обобщающая результаты его научных поисков тех лет.
А 80 лет назад — к этой дате и приурочена выставка — вышла в свет художественная книга «Листы каменной книги». За прошедшие годы увидели свет 16 ее изданий общим тиражом более миллиона экземпляров, книгу перевели на иностранные языки.
В центре повести «Листы каменной книги» непростая судьба 17-летнего паренька Льока, жившего 3-4 тысячи лет назад, которая и положена в основу увлекательного сюжета. Но книга стала и не менее увлекательным документальным рассказом о быте, обычаях и традициях людей, живших на берегах Белого моря. Она рассказывает о жизни древних людей, взаимоотношениях между собой, с соседями, природой, окружающим миром — таким большим, притягательным и даже пугающим.
Александр Линевский – ученый-этнограф, занимавшийся расшифровкой петроглифов, знал, о чем писал, книга создана на основе найденных им на Севере Карелии материалах.
Александра Линевского считают основателем исследовательской работы по изучению карельских петроглифов. Но в Карелии хорошо знакомо имя и другого ученого-этнографа, археолога — Юрия Савватеева, посвятившего, можно сказать, всю свою научную деятельность изучению петроглифов. Сегодня хорошо известно и имя ученого Карельского научного центра РАН Надежды Лобановой, с 1981 года ведет она работу на петроглифах Белого моря. Незадолго до нынешней выставки в Национальном музее прошла презентация нового, великолепного, издания, посвященного петроглифам: автор текста Надежда Лобанова, фотографии Игоря Георгиевского. Издание носит презентационный характер и посвящено 100-летию Республики Карелия.
Петроглифы, выбитые на гранитных скалах Онежского озера и в дельте реки Выг, часть золотого фонда петроглифов планеты, они вошли в 100 символов нашей республики. Последние годы ведется работа на включению карельских петроглифов в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Что станет не только признанием их мировой ценности, но и появлением еще большой ответственности, попросту говоря, головной боли, руководства республики — за сохранение памятника, создание наконец достойного музейного комплекса. Как это уже давно сделано в других странах.
Собирая материал о петроглифах, об Александре Линевском, нашла слова великого поэта Федора Тютчева: «Нет ничего более человечного в человеке, чем потребность связать прошлое с настоящим». Может быть, кто-то из будущих ученых все же разгадает загадку петроглифов, свяжет прошлое с настоящим: сегодня одни считают, что это была часть древней обсерватории людей каменного века, другие – часть ритуальных обрядов. Может быть, и просто дневниковые записи на скалах по очень простой причине – другого материала, на котором можно писать, под рукой не было. А если серьезно, ученые обращаются именно к древним загадочным письменам за информацией о жизни людей ысячи лет назад.
В экспозиции представлены материалы не только из фондов Национального музея, но и редкие документы, фотографии из Национального архива Карелии, Государственного исторического музея, Эрмитажа, Беломорского краеведческого музея, петрозаводских театров. Автор панорамных снимков на выставке – Виктор Дрягуев.
Особую выразительность экспозиции придают работы карельской художницы Светланы Георгиевской. Она, кстати, член общественной организации «Петроглифы Карелии», а заболела ими, увидев это чудо света в детстве. Изображения петроглифов выполнены ею на рисовой бумаге. Этот метод, считает художник, позволяет увидеть, как древний художник наносил рисунок на скале, и даже оценить его талант, выразительность его манеры письма. Еще несколько слов об авторе изображений петроглифов. Светлана Георгиевская считает, что общение с петроглифами непостижимым образом влияет на судьбу человека. Так случилось и с ней самой. Так случилось с теми, кто занимался и занимается изучением петроглифов. Так случилось и с Александром Линевским.