Выставка «Острова» в Городском выставочном зале Петрозаводска представляет два значимых в карельском искусстве имени — Олега Юнтунена и Владимира Зорина. Открыта с 19 ноября по 13 декабря.
Художники разных поколений и диаметрально противоположных творческих позиций — они, тем не менее, не случайно объединены общей экспозицией. Свойственные обоим тяга к путешествиям, к суровым погружениям в природу Севера и восхищение её величественной красотой — стали почвой для их дружбы и неоднократных совместных пеших походов в самые дикие уголки Карелии, в том числе по многочисленным островам, разбросанным по Белому морю, Онежскому озеру, большим и малым рекам и озёрам нашего края.
Большое творческое наследие Олега Юнтунена (1948 — 2005)– замечательного графика, так рано ушедшего от нас, — всё ещё таит в себе много неизведанного. И несмотря на несколько крупных выставок, посвящённых в Петрозаводске его памяти в последнее годы, среди сотен его графических листов всё ещё немало тех, что ещё ни разу не видели зрители. Именно эти произведения в первую очередь вошли в новую экспозицию, представляя Олега Юнтунена не только как выдающегося офортиста, но и как мастера оригинальной графики.
На выставке «Острова» впервые показаны несколько десятков его натурных работ, выполненных тушью, карандашом, темперой и в различных смешанных техниках. Сохраняющие живое прикосновение руки художника, его характерный штрих и внимательность созерцательного взгляда на окружающий ландшафт, — порой брутальный или космически пустынный, лишённый каких бы то ни было красивостей — некоторые графические листы Олега Юнтунена могли бы, пожалуй, стать иллюстрациями к рассказам Джека Лондона — потрясающими по достоверности передачи самого духа Северной природы.
Лэнд-арт произведения Владимира Зорина (род. 1962), созданные им за последние два десятка лет в полях, лесах, на озёрах и островах Карелии, Финляндии и Норвегии – вероятно, могли бы тоже успешно выступить в роли иллюстрации к рассказам, но только совсем иных писателей — например, Роберта Хайнлайна или Рея Бредбери. Его фантастические, но вполне деликатные вживления искусственного в естественное – попытка примирить природу и современную цивилизацию, спроецировать присущие живому процессы (прорастания, видоизменения, эволюции) на неживое. Игра с флуоресцентными плёнками, пластмассой и прочими «неестественными» порождениями современности, вполне гармонично вписавшимися в нерегулярные очертания опушки леса, шероховатую поверхность сосновой коры или каменистый берег реки, – это своего рода утопия, неконфликтная версия будущего, спроектированная и воплощённая в виде лэнд-арт инсталляций художником Владимиром Зориным.
Мария Юфа, искусствовед
Владимир Зорин: «На протяжении многих лет, с середины девяностых, мы ходили с Олегом Юнтуненом в пешие походы, иногда на лыжах — практически до его ухода из жизни — по берегам Белого моря, Онежского озера, карельским лесам. Иногда мы брали с собой небольшую лодку и тогда переправлялись на острова, например, Камень-парус, Студенцы, Суйсаари. Обычно поход занимал неделю. Тащить тяжеленный рюкзак по берегу, совершенно не предназначенному для ходьбы, — дело нелегкое. Плюс еще небольшие речушки, которые нужно было обходить в поисках приемлемой переправы. Дождь, снег и ветер — наши обычные спутники.
Когда мы выбирались из очередной передряги (а их, надо сказать, было предостаточно), Олег говорил: «Ну вот, опять повезло!». Причем, он имел твёрдое убеждение в том, что в такие походы обязательно нужно ходить вдвоем: если с одним что случится, то второй хоть сможет рассказать. Встречи с медведями, следы волчьей стаи на снегу у палатки, десятки змей, пропажа лодки, или, когда прилив застает тебя в середине залива, и назад полтора километра, и вперед столько же. И это уже на исходе дня, когда сил уже нет, рюкзак кажется тяжелее в три раза, а вода прибывает так быстро…
Чаще всего мы ходили весной – где-то в начале мая, когда в городе снег на асфальте уже стаивал, а на Белом море его было по колено и весной практически не пахло. Это называлось «пока комаров нет». Другой вариант – в конце лета — осенью. Пожалуй, это были самые сильные впечатления от карельской природы, когда ты действительно встречаешься с ее величием, и здесь, пожалуй, будет уместно выражение «величие вечности».
Олег обычно вставал очень рано и сразу бежал рисовать. Я делал свои лэнд-арт объекты. К сожалению, в то время гаджетов с хорошими камерами не было, и тяжеленный фотоаппарат (когда тащишь рюкзак весь день, стоит взвесить каждый грамм) я брал всего пару раз. Олег же не брал никогда. Жаль, конечно, но так получилось. Так получилось, что фотографий наших походов и арт-объектов осталось не так уж много…»
Источник: Городской выставочный зал Петрозаводска