Еще раз о премьере оперы «Царская невеста» в Музыкальном театре Карелии
Как же был хорош финал! Мощный по накалу игры, чувств, страсти. Музыка рвала сердце!
Так сложилось, что люблю оперу больше драмы. Приятно было накануне премьерного спектакля у крыльца нашего театра услышать, как молоденькая девушка призналась своему спутнику, что идет в оперу впервые. Так и вспомнила свое личное открытие оперы: это было во Вроцлаве, где впервые слушала «Чио-Чио-Сан». Стараюсь не пропускать оперные постановки в нашем театре.
Не могу назвать себя знатоком, но все, что связано с оперой, мне интересно. Перед спектаклем кое-что почитала. С удивлением узнала, что Римский-Корсаков писал партию Марфы в расчете на голос Надежды Забелы, которая мне больше известна как модель с портретов ее мужа Михаила Врубеля. Он же был художником-сценографом в первой постановке оперы. Узнала, что этот спектакль в 1916 году оформлял друг Врубеля Константин Коровин, а еще через 20 лет Борис Кустодиев. Если окунуться в историю «Царской невесты», можно узнать много интересного.
После премьеры «Царской невесты» в Музыкальном театре Карелии слышала, как некоторые высказывали разочарование тем, что действие перенесено в Москву будущего. Кто-то желал видеть в спектакле старинную атмосферу, роскошные костюмы, хотел почувствовать историческую атмосферу эпохи Иоанна Грозного. Представляю, сколько бы это стоило! Нам предложили другое прочтение, перенос во времени, что в театральной практике уже давно не редкость. Меня совершенно не расстроило, что режиссер Георгий Исаакян переместил действие в Москву 2125 года, тем более что сам образ столицы-красавицы, ее Сити-центра на Пресненской набережной воссоздан прекрасно (художник-постановщик Эрнст Гейдебрехт).
В центре сцены фешенебельный, из сплошного стекла, дом, в котором частично происходит действие. Сморится лаконично и естественно. Все приметы иного времени налицо: девушки в джинсах возвращаются не из монастыря, а из дорогих бутиков с кучей пакетов, все со смартфонами, постоянно делают селфи. Мы видим спешащих на рейс стюардесс, проходящих кастинг девушек. Рядом с фешенебельной высоткой приютился православный храм — на его освещение невозможно было не обратить внимание. Хочу отметить работу художника по свету Евгения Ганзбурга. Освещение отражало драматизм происходящего на сцене: небо было то грозным, с тревожными бегущими облаками, то спокойным предрассветным, то багровым — всё время разным.
Если говорить о костюмах, то наряд Любаши в первой части спектакля, на мой взгляд, претенциозен и безвкусен. Резанули глаз и фартучки с голубым рисунком на девушках из хора — на каждой кухне есть такие дешевые изделия. Уж лучше бы они были белыми! Ночные рубашки следовало сделать длинными, что более эстетично.
Первая сцена, буду честной, показалась вульгарной. Столичные режиссеры предполагают, что обывателю нужна клубничка, но, на мой взгляд, все же в оперу ходит совершенно другой контингент. Понятно, что в старые времена было место всему: как святости, так и разврату тоже, не будем обольщаться, но, насколько понимаю, в театре существуют условности, зачем же переходить грань? Как повести подростка в оперу, где в ходу такие вульгарные сцены? Может, я старомодна, но мне кажется, без этого можно было бы обойтись.
В целом спектакль очень понравился. Ни разу не вспомнила о времени, хотя в опере четыре действия. Я была дважды, слушала разные составы. Хор великолепен! Спасибо оркестру.
Хочу отметить волшебное исполнение роли Марфы несомненной звездой нашего театра Эльвиной Муллиной. Это было блестяще! Легко, будто и не было никакого волнения и напряжения. Помимо прекрасного голоса, у Эльвины еще и настоящий артистический дар. Сцена сумасшествия сыграна удивительно тонко. Светлый, чистый, запоминающийся образ.
Великолепна Любаша в исполнении Маргариты Чемдуж. Мороз шел по коже от ее пения в некоторых сценах. Сколько в ее героине боли, пламенной любви к Григорию! Органична и артистична, впрочем, как всегда, Елена Полиенко в роли Домны Ивановны Сабуровой, как и подруга Марфы Дуняша в исполнении Дарьи Батовой.
Прекрасны мужские партии – обаятельного, влюбленного в Марфу Ивана Лыкова (Чингиз Кадыров), страждущего отца Марфы Василия Собакина (Александр Ватолкин) и страстного и коварного Григория Грязного (Вадим Мокин):
Ведь любовь-то та же тетива на луке: порвалась она, узлом ее не свяжешь.
Не воротится любовь прежняя, коль красой своею кровь она зажгла, сердце покорила.
Как же был хорош финал! Мощный по накалу игры, чувств, страсти. Музыка рвала сердце! Прекрасный спектакль!