Афиша Петрозаводска, Культура

Евгения Дыга: «Дирижёр должен зажечь любовью к хоровому пению»

Евгения Дыга
Евгения Дыга. Фото из личного архива

19 мая состоится десятый отчётный концерт женского хора «Академия». Дирижер Евгения Дыга рассказала о рождении хора, трудностях работы с любительским коллективом и о специфике профессии хорового дирижера.

 

– Как родилась «Академия»?

– Академия родилась осенью 2011 года. Мне предложили собрать хор на базе Карельской государственной педагогической академии. Я с удовольствием согласилась. Написали объявление о наборе в женский хор. Состав сформировался быстро, пришли студенты КГПА и ПетрГУ, студенты консерватории. Так с 2011 года мы начали творческую деятельность.

Первые концерты шли под названием Женский хор КГПА. В 2013 году КГПА упразднили, часть факультетов перешли в ПетрГУ, хор попал под сокращение. Но коллектив уже сформировался. Мы выступали на городских площадках, были выездные концерты по республике, участвовали в фестивалях и конкурсах в Москве и Санкт-Петербурге. С мужским хором под управлением Алексея Умнова выступили во Пскове, это были наши первые гастроли.

Деятельность хора была настолько активная, что распускать его только из-за формального отсутствия ставки уже не хотелось. Тогда заведующий кафедрой дирижирования Петрозаводской консерватории Евгений Валерьевич Гурьев предложил нам заниматься в кафедральном классе. Так мы стали хором «Академия».

– Все ли хористы имеют музыкальное образование? Или достаточно знать семь нот?

– Конечно, достаточно знать семь нот, но нужно пройти прослушивание. У всех хористов должно быть комфортное существование в хоре. В состав входят студенты консерватории разных направлений подготовки – дирижеры, пианисты, музыковеды, народники. Есть девушки без профессионального музыкального образования, но они пели в хоре ПетрГУ, когда им руководил Георгий Ервандович Терацуянц.

Есть хористы без начального музыкального образования. Бывает, они услышали коллектив на концерте и захотели прийти. Первое время им сложно, ведь кто-то уже бегло читает ноты с листа и быстро начинает петь со словами. Надо сказать, хористы без музыкального образования быстро схватывают на слух и учат наизусть. Для них это очень интересный процесс. Они чувствуют себя наравне с музыкантами, вместе изучают произведения и выступают на концертах. Безусловно, есть те, кто через одну-две репетиции осознают, что режим и темп работы быстрые, и нужно подстраиваться. Преодолевшие этот неловкий барьер остаются и уже не уходят из хора.

– У хора «Академия» разнообразный репертуар обработки народных песен, произведения русских и зарубежных композиторов, сочинения карельских авторов. Репертуар для однородного женского хора более скудный, чем для смешанного. Как вы справляетесь с этой проблемой?

– Репертуар – история долгая. У меня еще не было хора, но уже была своя нотная библиотека. С появлением «Академии» нужно было подбирать репертуар целенаправленно. Первый год самый сложный. И, хвала интернету, мои однокурсницы, работавшие с женскими хорами, делились репертуаром. Часто обмениваемся с коллегами из других городов, например с Ларисой Яруцкой, руководителем детского хора «Перезвоны».

Композиторы обычно пишут хоры для исполнения и женским, и детским составом. На одном из конкурсов мы познакомились с Людмилой Жуковой, руководителем вокального ансамбля «Весналика». Людмила Адамовна делает потрясающие обработки и аранжировки для женского хора. Мы встречаемся каждые два года на конкурсе в Лодейном Поле, и она любезно предоставляет свои сборники. Петербургский композитор Сергей Плешак, зная, что у меня есть женский хор, присылает свои партитуры.

Многие произведений хочется спеть, но не всегда хватает ресурсов. Спустя десять лет сформировался основной репертуар хора. Мне очень нравится исполнять с «Академией» обработки народных песен и переложения романсов.

– На юбилейном отчетном концерте 19 мая мы услышим ваш золотой фонд?

– Нет, мы выбрали для концерта самые любимые произведения. Золотой фонд – это сложно с постоянно обновляющимся составом. В то же время девушкам, которые поют в хоре более пяти лет, скучно исполнять одну и ту же программу. Мне и самой хочется брать в работу новые произведения. Хотя есть неугасаемые: Чайковский, Рахманинов – ну как мы без них? Эти произведения сразу ложатся на голос, слух и душу. Сразу есть отклик у хористов и зрителей.

В этом полугодии у нас сформировались три концерта. Программа «Напевы заветные» – народные обработки и произведения на фольклорный текст – прошла в конце марта. Второй концерт – «Благовест» состоялся в начале апреля, там мы исполняли духовную музыку.

На десятом отчетном концерте 19 мая мы будем петь переложения романсов, обработки народных песен и, конечно, произведения карельских композиторов. У нас замечательные композиторы, замечательные истоки, откуда они черпают свое вдохновение. Молодой композитор Полина Крышень пишет прекрасную хоровую музыку. Композитор Борис Напреев – «Академия» дважды пела его «Реквием» на стихи Ахматовой, очень интересная музыка. Мы стараемся популяризировать произведения карельских композиторов. Хочется, чтобы эта музыка была услышана.

– Хор «Академия» принимает активное участие в концертах города, конкурсах России; вы не раз становились лауреатами, регулярно выступаете с разными оркестрами Карелии. А есть ли у хора «Академия» мечта?

– Сложно сказать… Лет пять назад я бы сказала про гастроли, поездки. Сейчас очень много проектов, и часто они возникают неожиданно. Последний масштабный проект – мюзикл «Скрипач на крыше». Позвонил Михаил Тоцкий, дирижер оркестра русских народных инструментов «Онего» и предложил поучаствовать. Для нас такие творческие события всегда радость. Мы исполнили мюзикл вместе с Мужским хором под управлением Алексея Умнова и с хором «Теллерво» под управлением Ирины Белковской.

Есть мечта жить и творить, мечта, чтобы все ограничения сняли, и наше творчество продолжалось в полном объеме, как оно было. Каждый год думаешь: «Ну куда может быть насыщеннее?». Но начинается сезон, и  к тому, что запланировано, приходят новые предложения. Бывают очень приятные творческие проекты.

– Можно сказать, что хор «Академия» уверенно шагает по своему пути?

– Да, у нас за десять лет была прекрасная жизнь: много гастролей, концертов. В 2016 году ездили в Сочи на Всемирные хоровые игры. Было очень интересно в плане организации и общения с другими коллективами. Самое главное – у нас очень теплая атмосфера в хоре, очень дружный коллектив и сильно развито чувство локтя.

– Что сложнее — создать хор или удержать его?

– Удержать. Что такое создать хор? Пишешь объявление «Ищем прекрасных девушек, желающих петь в хоре». Они приходят – и всё, вот тебе коллектив. Но начинаются главные вопросы: а что ты им хочешь дать? ты их собрала, а дальше что? Важны все детали. Надо не только выучить и впеть произведение. Управление хором – это еще и воспитательный процесс. Ты должен научить их работать в коллективе, ведь каждая приходит со своими амбициями, своим характером, своим представлением о музыке и о том, как надо петь. Кто-то пришел на репетицию, а кто-то не пришел. И этот момент жизни в коллективе – очень сложный. Это сложнее, чем создать хор.

– Вы ощущаете эти десять лет?

– Нет, не ощущаю. Но если посмотреть афиши и записи концертов, то удивляешься, как давно это было. Создавая хор, я подумала: «Если удержу коллектив пять лет, то это будет очень круто». Я хорошо помню ту мысль. Для меня было уже тогда важно, смогу ли я. Смотришь на руководителей хоров – один десять лет руководит, другой двадцать пять лет… Дирижер должен быть в тонусе, в поиске. Всё время увлекать и зажигать людей творчеством. Постоянно думаешь над репертуаром: что нового, какие будут концерты, проекты. Десять лет пролетели мгновенно, я их не ощущаю. Только когда начинаю вспоминать, понимаю, сколько всего было, и в то же время, как мало всего было. По сравнению с другими любительскими коллективами Карелии мы еще маленькие.

– Страсть к хоровому искусству вам передалась от педагогов?

– Я окончила музыкальную школу как пианистка, но в Музыкальный колледж имени К.Э. Раутио поступила на дирижерское отделение. И вот первая репетиция академического хора, когда ты сидишь в этом шикарном зале с прекрасной акустикой, вокруг тебя – два ряда девчонок, сзади сидит мужской хор. Выходит Татьяна Леонидовна Гликман, руководившая в то время хором, раздает ноты Шебалина «Зимняя дорога». И всё. Меня так зацепило… Я «Зимнюю дорогу» до сих пор обожаю. Это впечатление от пения в смешанном хоре, в этом замечательном зале, с этим потрясающим, грамотным музыкантом остается со мной по сей день. Татьяна Леонидовна каждую ноту, каждое слово раскрывала как музыкальные бутоны. Появление «Академии» стало для меня отправной точкой в хормейстерском плане.

– Какими качествами должен обладать дирижер?

– Должен зажечь любовью к музыке, к хоровому пению. Передать чувство коллективного музицирования, когда каждый должен мыслить и дышать вместе. Дирижер должен быть правдивым, честным в профессии. Если дирижер не раскроет правду произведения, оно прозвучит не так убедительно. Очень важно, чтобы исполнитель раскрылся, а зритель поверил в то, что вы делаете. В хоре «Академия» есть девушки, которые только на репетиции знакомятся и соприкасаются с хоровой музыкой. Нет единой формулы, каким должен быть дирижер и коллектив.

–У вас есть кумир?

– Не сотвори себе кумира, Вероника. Нет, кумира нет. А у тебя есть кумир?

– Нет, я еще учусь.

– Так и я еще учусь. Провожу аналитику, критически на себя смотрю. У меня есть собирательный образ, я смотрю на других дирижеров, учусь чему-то у них. Сейчас много дирижеров, которые ясны и понятны.

– В консерватории вы не только педагог кафедры дирижирования, но и декан. Какая работа  вам ближе — административная или с хором?

– Конечно, творчество на первом месте. На репетиции летишь с удовольствием. После репетиций – эмоциональный подъем. Видишь эти глаза, отклик. Совместное творчество и совместная деятельность дают силы и энергию!