Главное, Культурный променад с Зоей Арнаутовой

Радость в контексте

Сцена из спектакля "Лада, или Радость". Фото с сайта РАМТа
Сцена из спектакля «Лада, или Радость». Фото с сайта РАМТа

«Не надо думать, что нам показали сказку, где всё хорошо заканчивается. Нам сказали: найдите радость в себе и в жизни. Это так просто».

Ведущая блога «Культурный променад» побывала на спектакле московского РАМТа «Лада, или Радость».

 

 

История  простая, ситуация распространенная.  Дачники, натешившись  милой собачкой, бросают ее в конце сезона и уезжают в город. Такое сезонное предательство приобрело размер настоящего бедствия, в Карелии зоозащитники даже проводят акции по спасению брошенных на дачах собак с душераздирающими слоганами «Ты уезжаешь? А я остаюсь. Ты будешь  жить – а я умру от голода». Уважение им и спасибо.

Тем не менее рассказ о брошенном животном уместился бы в пару-тройку абзацев и вызвал бы чувство недолгой жалости, возмущение – вот ведь, сердца нет у людей, – и …забылся бы в житейских заботах.

Российский академический молодежный театр из сюжета сотворил Чистую радость —  спектакль по  первому прозаическому опыту поэта Тимура Кибирова «Лада, или Радость: Хроника верной и счастливой любви».

Не верите? И я не верила, что такое возможно, особенно в начале действия. А потом чувство радости и счастья не покидало весь спектакль. Ведь как сказал автор пьесы в одном своем стихотворении:

«Если ты еще  не в курсе,

Я скажу тебе, читатель,

Всё зависит от контекста

Все, буквально, даже я.

Вне контекста, к сожаленью,

Не бывает ничего, кроме Бога самого».

А контекст у сюжета  замечательный! Из истории взаимоотношений собаки Лады и одинокой старушки  Александры Егоровны в брошенной деревне, где еще проживают алкоголик Жора, продавщица Сапрыкина, гастарбайтер Чебурек, поэт  Юлик, можно было сделать жуткий  спектакль, начиненный реалиями жизни обитателей брошенных российских деревень.

У Тимура Кибирова и театра РАМТ в спектакле «настоящее, всамделишное счастье», как в сцене купания  в пруду  девочки Лизы и собаки Лады: щенячьи восторги и девчачьи визги, солнечные плески и блески,  розовые лепестки шиповника (также именуемого, кстати, собачьей розой) и вон та синяя-синяя, большая-пребольшая туча, медленно взбухающая над лесом, чтобы к полудню на радость огородникам и садоводам обрушиться громокипящей живительной влагой и уйти дальше, в сторону Коммуны, и там возводить с двух разных концов земли прозрачную и многоцветную триумфальную арку.

Кстати, о сценографии. Заслуженный художник России Николай Симонов отлично придумал соорудить  на сцене пруд, дорогу, дом, даже высокий шкаф и  объединяющую все действие крышу. Надо сказать, что актеры показывали чудеса физической формы (театр-то молодежный!), ловко перебираясь из одной  конструкции в другую. У меня сердце замирало от страха, когда народный артист России Алексей Блохин, изображая кота Барсика, взбирался на довольно высокий  шкаф.

Отдельно про главную героиню —  собаку Ладу, в «шкуре» которой жила актриса Нелли Уварова.  К слову, очень красивая и милая. Это я по поводу ее роли в известном сериале  «Не родись красивой». Как уж ей там удавалось быть дурнушкой, не знаю. Опять же – актерское мастерство творит чудеса. Нелли призналась, что ей давно хотелось  такой роли  на сцене — без текста, но, по ее словам, «это было опасное путешествие». У собаки Лады, конечно же,  есть душа. У всех собак она есть, я уверена. И собачий Бог для каждой собаки – это ее хозяин. В тяжелой сцене, когда волки нападают на любимую хозяйку, а собаке  страшно, совершается душевный подвиг. И неважно, собачье у тебя сердце или человечье.  Доктор скорой помощи, которую обитатели деревни в смятении вызвали к собаке Ладе, тоже сделал  непростой выбор – остался у больной собаки, а не уехал, проклиная  глупых людишек.

А еще в деревне был такой Жора (актер Тарас Епифанцев). Алкоголик, матершинник, песенник. Его игра — это  просто бомба, начиненная анекдотами, прибаутками, ироничными пародиями на наших знаменитостей. Мне кажется, что в каждый спектакль актер добавляет новую  импровизацию и  непременно очаровывает зал.

Вообще все актеры в спектакле чрезвычайно талантливы. Почти каждый исполняет несколько ролей.  Красавец Владислав Погиба играет самого лучшего мужчину на свете — мужа Александры Егоровны, что  вернулся со службы на флоте, влюбился в миниатюрную и неприметную  Шурочку и с тех пор на других женщин не смотрел. И жили бы они  долго и счастливо, не случись горе с их единственным сыном, которое  отец перенести не смог. И одновременно актер  играет  милиционера, отца девочки Лизы, который как раз и бросил собаку Ладу в деревне.

Алексей Блохин показал  нам кота Барсика и доброго прекрасного человека восточной национальности  Чебурека, а в конце  спектакля вступил в полемику о традиционном и современном искусстве с представителем молодого поколения. Понравилось: «Вы думаете, что вы меня оскорбили?  Нет – удручили».

Музыка в спектакле —  это, казалось бы, знакомые с дества песни, но как они усиливают ощущение  праздника и счастья! Например, в сценах молодости Александры Егоровны звучит душевное «В городском саду играет духовой оркестр. На скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест» и «На побывку  едет  молодой моряк, грудь его в медалях, ленты в якорях».

Действие заканчивается всеобщим счастьем, потому  что, как сказал мудрый создатель  «Лады», какая нам в сущности разница, что все обращается в прах?

И не надо думать, что нам показали  сказку, где всё хорошо заканчивается.  Нам сказали: найдите радость в себе и в жизни. Это так просто.

А еще почитайте стихи Тимура Кибирова. Мне кажется, он эту радость  нашел.