В Городском выставочном зале открылась выставка «Мастер и его время», посвященная памяти легендарного фотокорреспондента ТАСС.
Говорят, он был душой компании, всегда мог рассказать веселую историю или анекдот. Умел расположить к себе людей, а это очень важное качество для фотографа. Был репортером сначала в «Комсомольце», на Карельском ТВ, потом пошел на повышение — его взяли в штат ТАСС. Сразу появилась лаборатория, машина, профессиональная фотоаппаратура и, как само собой разумеющееся, свободное посещение любого места.
Не знаю, как воспринял свое назначение Семен Аронович, а был ему тогда по моим подсчетам всего 31 год, но, думаю, был счастлив и воодушевлен новой работой. Статус статусом, но надо помнить и время, в которое трудился Майстерман: любой провал грозил неприятностями. Вспоминается история с одним из ведущих фотографов страны, когда тот получил инфаркт после неудавшейся съемки на высшем уровне.
Семен Аронович был человеком энергичным. Как-то встретила его во дворе. Ему тогда уже перевалило за восемьдесят. Он шел к своему гаражу. Поздоровались.
– Вот, в Мурманск еду, – сказал он, открывая дверь.
– Неужели на машине? – изумилась я.
– Запросто! – ответил легендарный фотограф.
Имя Майстермана вписано в историю карельской фотографии так же, как имена Якова Роскина, Гавриила Анкудинова, Зинаиды Ивановой, Петра Беззубенко, Валерия Юфа, Виктора Трошева. Кстати, именно Виктор Васильевич, кавалер орденов Славы, прекрасный репортер, был наставником молодого Семена в области фотографии.
Пять десятков лет колесил Майстерман по Карелии и Мурманской области. Не подсчитать, сколько километров накрутил за это время. Результат — 15 фотоальбомов. Награды, ордена, высшая награда – «Золотой глаз России» за освещение трагедии подводной лодки «Курск». В экспозиции снимки этой серии самые сильные с эмоциональной точки зрения.
Фотографии, созданные Майстерманом в Петрозаводске в 50-е и 60-е годы, для меня самые интересные. В них история нашего города. Он едва узнается, время меняет многое. Вот совершенно потрясающая фотография, сделанная в 1962 году на площади Гагарина в момент встречи Хрущева. Вот веселые первоклассницы идут по улице Пирогова. Футболисты на стадионе «Спартак» в 1969 году празднуют победу прямо посреди лужи, и никого это не смущает.
Мне нравятся многие портреты, на которых я вижу своих любимых и знакомых писателей и поэтов. На них они еще живы, молоды, одержимы идеями.
Мне кажется, на более поздних фотографиях появилась схематичность в композициях, люди стали выглядеть менее естественными, что ли… Они больше позируют и изображают, чем живут. Фотографии в основном становятся постановочными. И в этом тоже – примета времени: газеты требуют штампа. В этом смысле настоящей удачей для репортера, как это ни печально звучит, была возможность оказаться в месте трагедии, где фотограф мастерски сумел через свои снимки показать весь ее ужас.
Особенное внимание в экспозиции привлек внимание раздел, посвященный семье Семена Ароновича. Получила настоящее удовольствие, рассматривая эти фотографии. И спасибо его внуку Александру, который внешне очень похож на дедушку, за его усердие и внимание к труду деда. Кстати, благодаря его щедрости, все желающие могут посмотреть выставку бесплатно.
Выставка продлится до 12 июня
Фото Владимира Ларионова