В Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка «Шерстяное тепло».
Необычная для музея изобразительных искусств выставка впечатляет. Во-первых, тем, какие силы и средства были привлечены для ее создания. Во-вторых, тем, как это получилось в конечном итоге. Без грантовой поддержки были бы невозможны выставка и весь проект, который включает и обучение студентов, и поездку в село, и проведение серьезной конференции со специалистами из музеев Санкт-Петербурга.
Выставка решает одновременно сразу несколько задач: познавательные, эмоциональные, экологические, это и погружение в историю, в мир традиции и старинных технологий.
— Обречена на успех!» — емко выразился о выставке на ее открытии директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг. — Тепло — это то, чего нам так не хватает…
Национальный музей представил для экспозиции 48 экспонатов, чем, несомненно, обогатил экспозицию.
Кажется естественной идея показать, как важна шерсть в жизни человека. Мы живем в таком мире, где напрочь забыли, что откуда происходит и как это появляется на свет. Здесь, на севере, без тепла никуда, поэтому интерес к шерсти только растет. Сколько сейчас появляется людей, занятых этим ремеслом и новых изделий из войлока!
Куратор выставки Марина Коршакова уже два года вынашивала идею такой выставки. Вместе с координатором проекта Натальей Козловской, вдохновителем и крепкой рукой проекта, они ее претворили в жизнь на современном профессиональном уровне. Об этом говорили гости — специалисты музеев из Санкт-Петербурга. Выставка вызвала много эмоций у первых посетителей.
В первом зале зрители попадают на искусственно созданный лужок, где пасутся овцы. Возникает иллюзия простора, деревенской тишины, где-то слышится блеяние овец и действует это сразу умиротворяюще. Пока рассматриваешь стены, черпая новые для себя знания, наступает первый момент релаксации. Многие тут же делают селфи: не так часто приходится фотографироваться с овечками. Во втором зале в доступной и интересной форме показаны процесс и технология получения шерсти.
Создание такой яркой и увлекательной экспозиции от первого до последнего зала выполнено замечательным художником-дизайнером Анастасией Дубровской из Санкт-Петербурга. Несколько лет назад она показала в Петрозаводске незабываемую выставку «Диалог забытых вещей» и вот новая ее удача. Она сумела концепцию выставки представить необычно. Это настоящее искусство! Шерсть и костюмы для зрителя не чудо, но Анастасия показала их одновременно празднично и загадочно — и для взрослого, и для ребенка. А как она это сделала? Не рассказать словами, надо увидеть своими глазами.
Когда москвич Сергей Глебушкин увидел в экспозиции костюмы из своей коллекции, он обомлел. Такого еще в его практике не было! Частный коллекционер народного костюма представлял свои раритеты, которым по сто лет, в приличных музейных витринах, ну на манекенах в крайнем случае, как полагается, а тут… Как выглядят и представлены уникальные костюмы из коллекции Глебушкина (а там и ярославские, и тульские, и рязанские) вы увидите на выставке. В конце концов Сергей Глебушкин остался доволен, в чем и признался в коротком разговоре. По его словам, «южные русские женки впервые приехали в гости к северным», и немного пожалел, что для экспозиции отвели всего три зала.
Часто спрашиваю знакомых об их досуге. Некоторые считают нашу культурную жизнь скучной. Да что говорить, даже молодых художников не часто встретишь в музее. А ведь здесь происходит немало интересного! Выставка «Шерстяное тепло» — из таких, где можно поучиться многому, от того, как чесать шерсть, до того, как выстраивать современный и интерактивный дизайн выставки.
На вернисаже случайно познакомилась с одной женщиной, очень заинтересовавшейся выставкой. Каково же было мое удивление, когда узнала, что культуролог, мастер по традиционным видам ремесел Светлана Михалевич специально приехала на вернисаж из Минска.
— Бесконечно восхищаюсь вашим музеем и людьми, что здесь работают! — говорит Светлана. Оказывается, она уже второй раз в Петрозаводске, прежде была на встрече с финской художницей по шерсти.
Выставочный проект стал возможен благодаря гранту фонда «Перспектива».
Фото Ирины Ларионовой