Афиша Петрозаводска, Вернисаж с Ириной Ларионовой

С Севера – свет

«Русский Север. Выставка шедевров». Фото Ирины Ларионовой
«Русский Север. Выставка шедевров». Фото Ирины Ларионовой

Говоря словами известного ученого и поэта Юрия Линника, эта выставка – «с Севера — свет, на Севере – сказка, о Севере — песнь»!

В Музее изобразительных искусств Карелии до конца декабря работает замечательная  выставка «Русский Север. Выставка шедевров».

По словам Зельфиры Трегуловой, директора Третьяковской галереи, приезжавшей в Петрозаводск на открытие, эта тема напрашивалась давно. Предполагалось создать такую выставку с зарубежными коллегами – финнами, шведами и норвежцами. Но так получилось, что впервые сделали ее в Карелии, в нашем музее.

— Это невероятно цельный проект, — считает Трегулова, — который демонстрирует особость русской художественной школы, начиная с ранних работ середины XIX века и заканчивая советскими художниками 60-70-х годов. Вместе они смотрятся очень органично!

Во время вернисажа трудно было увидеть за встречами и выступлениями всю выставку, поэтому отправилась в музей, чтобы в полной мере погрузиться и почувствовать мир Русского Севера через живопись, представленную картинами  из четырех музеев: Русского, Третьяковки, мурманского и нашего.

По отзывам некоторых посетителей, экспозиция слишком суровая по настроению. Но я этого не почувствовала, наоборот, выставка меня настолько увлекла, что уходить не хотелось. И я прошлась по экспозиции по второму кругу. Для меня, говоря словами известного ученого и поэта Юрия Линника, эта выставка – «с Севера — свет, на Севере – сказка, о Севере — песнь»!

«С легкой руки Левитана, — пишет в своем исследовании «Финляндия в русском искусстве 1890-2010» Елена Сойни (кстати, рекомендую!)  — в русской живописи возник стереотип-образ Финляндии как царства серого цвета». В одном из писем художник писал Чехову, что Чухляндия ввела его в тоску в кубе.  Возможно, Левитану просто не повезло, ведь у нас в Карелии, как и в Финляндии, так бывает: как зарядит дождь или скроется солнце, так надолго. Зато позже и Рерих, и Смирнов-Русецкий, и Остроумова-Лебедева были очарованы Севером. Не говоря уже о Репине, который в своих Пенатах прожил тридцать лет и умер в Финляндии.

Любопытно, что в экспозиции часто рядом представлены картины одного и того же художника из разных коллекций. Например, вот работа художника Митрофана Берингова «В стране полуночного солнца», написана в 1928 году. Она из коллекции Третьяковской галереи. И тут же мы видим другую его работу — «У мыса Челюскина» (1934 год), но из коллекции нашего музея.

Митрофан Берингов. В стране полуночного солнца
Митрофан Берингов. В стране полуночного солнца
Митрофан Берингов. У мыса Челюскина
Митрофан Берингов. У мыса Челюскина

Приятно, что у нас такая замечательная коллекция. Берингов учился у Рылова и Рериха, любил путешествовать, бывал в экспедициях на ледоколе «Георгий Седов».

Наверное, пейзажи нашего земляка Алексея Еремина из Великой Губы не раз выставлялись в залах нашего музея, но я их впервые для себя открыла. Художник, родившийся в Заонежье в 1919 году, учившийся в академии художеств, писал: «Я езжу в Заонежье летом, зимой, осенью и весной. Там я появился на свет…Там похоронены мои предки. Если не могу выбраться на Яндомозеро, становлюсь как больной. А возвращаюсь помолодевший». Верю, что Север обладает могучей силой оживления. Сходил на выставку и помолодел душой, набрался живительной энергии. После выставки не удержалась и приобрела дивную открыточку с работой Ерёмина «Яндомозеро».

Алексей Еремин. Яндомозеро
Алексей Еремин. Яндомозеро

Как приятно, что у нас в постоянной экспозиции есть произведения ленинградского художника Ярослава Крестовского! В экспозицию «Русского Севера» попала одна живописная работа художника и его чудесные акварели тех самых храмов, шедевров деревянного зодчества, разобранных, как Варваринская церковь в Яндомозере или Успенская  в Кеми, а также уничтоженная Успенская церковь в Кондопоге. Акварельные листы сопровождаются текстом известного архитектора, реставратора Александра Ополовникова. Как живые!

Ярослав Крестовский. Кондопога
Ярослав Крестовский. Кондопога

Тронули работы Елены Самойленко-Машковцевой, созданные ею в 30-х годах в Умбе на Кольском полуострове. Столько в них энергии, света, жизни!

Елена Самойленко-Машковцева. Нижний порог. Река Умба
Елена Самойленко-Машковцева. Нижний порог. Река Умба

Три живописных полотна Константина Коровина из Русского музея и одна из нашего – опять радость! И еще столько всего, что придется еще раз сходить на эту выставку.

Константин Коровин. Пристань в Архангельске.
Константин Коровин. Пристань в Архангельске

В экспозицию вошли настоящие шедевры – не наглядеться: Шишкин, Куинджи (Ладожское озеро), Рерих, Репин. Даже привезли из Русского музея одно полотно гениального Федорова Васильева, совсем молодым ушедшего из жизни, но успевшим запечатлеть валаамскую природу.

Иван Шишкин. Пейзаж с охотником. Остров Валаам
Иван Шишкин. Пейзаж с охотником. Остров Валаам
Федор Васильев. В церковной ограде. Валаам
Федор Васильев. В церковной ограде. Валаам

Меня поразило, что у нас показали  портрет сказительницы Ларин Параске из Третьяковки одного из потрясающих художников Финляндии Альберта Эдельфельта, которого Репин называл «славой Финляндии». Но сфотографировать портрет ижорской сказительницы не получилось, он был за стеклом и слишком бликовал. Зато портрет сидящего мальчика кисти Эдельфельта из нашего карельского музея удалось запечатлеть.

Альберт Эдельфельт. Сидящий мальчик
Альберт Эдельфельт. Сидящий мальчик
Александр Гине. Финляндский пейзаж
Александр Гине. Финляндский пейзаж
Арви Хуттунен. Северное сияние
Арви Хуттунен. Северное сияние

 Эта выставка – свидетельство истинного интереса к Русскому Северу, его величественной природе, людям, ко всему тому,  что он сохранил для нас и нашего времени.

Фото Ирины Ларионовой