В Международный день Калевалы Национальный театр РК представил выставку петербургского художника Игоря Баранова.
Ежегодно 28 февраля отмечается День «Калевалы» – именно в этот день Элиас Лённрот подписал предисловие к первому варианту поэмы и отправил рукопись в набор. «Калевала» вышла в свет в двух книгах в 1835-1836 годах. В 2014 году к тому же исполняется 165 лет со дня выхода в свет второго, дополненного издания карело-финского эпоса.
Автор 16 офортов, включенных в экспозицию, молодой петербургский живописец, график Игорь Баранов. Работы, представленные на выставке, – его дипломная работа при окончании в 2007 году графического факультета Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина. В 2013 году для проекта «Калевала глазами русских художников» Баранов выполнил живописный триптих, изображающий сцены изготовления Илмариненом «Сампо», игры Вяйнемейнена на кантеле и битвы за «Сампо», которые также вошли в экспозицию.
Сам художник говорит, что одной из основных тем его творчества являются архаичные сюжеты эпических произведений (кроме «Калевалы» он иллюстрировал древнегерманский эпос «Песнь о Нибелунгах». – ред.). «При погружении в каждый новый проект моей главной задачей является поиск нужного изобразительного языка», – говорит он. Художник сумел найти свой язык для «Калевалы», которая позволила ему создать знакомые нам образы в ином изобразительном ключе.
– Реалистичное изображение персонажей и образов – это не мое, – поясняет Игорь. – На мой взгляд, от реального изображения пространство эпоса исчезает.
Он немало размышлял над тем, как выработать свою меру условности изображения героев и мира, в котором они существуют. Некоторые офорты Баранова напомнили гениальные листы известного ленинградского художника Юрия Люкшина. Игорь поясняет, что такое ощущение создает сходная техника исполнения: оба они работают в технике офорта, который потом раскрашивается. Строго говоря, только первое впечатление рождает ощущение похожести, ее на самом деле нет: офорты Люкшина больше напоминают древние фрески, образы же, созданные Игорем Барановым, особенно главные герои эпоса – Илмаринен, Лемминкяйнен, старуха Лоухи и Вяйнямейнен – словно космические пришельцы. При этом они, как ни странно, очень современны
У «Калевалы» богатая изобразительная история в России. Над первым иллюстрированным изданием (в 1933 году) работали 14 художников – представителей школы «Мастера аналитического искусства», под руководством Павла Филонова. Большую часть работ выполнили Михаил Цыбасов и Алиса Порет. В 1949 году в связи со столетием издания Лённротом полной версии «Калевалы» был объявлен Всесоюзный конкурс на создание новых иллюстраций к «Калевале». Победителями стали художники Георгий Стронк (II премия), Осмо Бородкин и Мюд Мечев – третья премия (первая никому не присуждалась). Творчество этих мастеров хорошо известно в Карелии. Каждый из них создавал свою «Калевалу». Георгия Адамовича Стронка, как пишут критики, интересовали прежде всего сказочные, фантастические сюжеты, как например, борьба за чудо-мельницу Сампо. Художника Осмо Бородкина (карел по национальности, он родился в тех местах, где Элиас Лённрот записывал руны) притягивал национальный колорит эпоса, элементы которого он находил в карельских пейзажах, среди жителей родных ему мест, в орнаментах народных вышивок. Для того, чтобы сделать иллюстрации к «Калевале», Мюд Мечев приезжает в Карелию и семь лет в путешествиях собирал этнографические материалы, составил свою карту севера времен «Калевалы» и построил модель старинной карельской лодки, искал типажи героев. Мечев создал более 200 акварелей и рисунков тушью, и в 1956 году в издательстве «Карелия» вышла книга с иллюстрациями молодого тогда художника. Удивительно самобытны калевальские образы Тамары Юфа, которая еще во время учебы познакомилась с «Калевалой» и поехала работать в Карелию. Первая «Калевала» с ее иллюстрациями вышла в 1967 году. Менее известен у нас другой иллюстратор «Калевалы»» – талантливый ленинградский художник, известный иллюстратор детской книги Валентин Курдов. Создавая свой образ «Калевалы», Курдов избегал фантастических и мифологических сюжетов, а выбирал бытовые сцены. Глубокие, яркие концепции изобразительной «Калевалы» создавали в свое время Борис Акбулатов и Юрий Люкшин. В стиле авангардного лубка выполнил иллюстрации современный художник Владимир Фомин, считавший своей задачей рассказать о «Калевале» уже языком XXI века. В 2006 году издательство «Скандинавия» выпустило «Калевалу» с иллюстрациями В. Фомина, ставшую Книгой года.
И вот теперь еще одно имя в этом списке – Игорь Баранов. Один из критиков писал, что его работы настолько приближены духу эпоса, что вполне могли быть его настоящими древними иллюстрациями. Успех работ молодого художника говорит, что они нашли своего зрителя и ценителя. Кстати, офорты И. Баранова к «Кавалеле», его дипломная работа, сразу же были отправлены на постоянное хранение в Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, они выставлялись в эти годы на ряде выставок в России и в Финляндии. Кому-то изобразительный язык Игоря Баранова покажется чересчур архаичным и сложным, кому-то, наоборот, слишком современным. Но в одном сойдутся все: молодой ленинградский художник, обратившийся к карело-финскому эпосу, продолжил традицию своих предшественников – он создал свою «Калевалу».
Выставка продлится, к сожалению, всего лишь до 16 марта, не так уж долго.
Текст и фото Валентины Чаженгиной и Ирины Ларионовой