Фестиваль «Белые ночи Карелии» близится к финишу, но думать об этом не хочется, особенно после концерта великой скрипачки.
Дора Шварцберг – праздник, который всегда с нами. Любители музыки приняли и полюбили ее с первого приезда в наш город. Произошло это в 1992 году. Участие скрипачки в фестивалях Виктора Горина в Костомукше и Петрозаводске стало доброй традицией, которая, хочется надеяться, продлится и далее. Думается, и для нее периодическое возвращение в Карелию тоже многое значит. Ее вклад в нашу музыкальную жизнь отмечен званием заслуженной артистки республики Карелия – единственной представительнице артистического зарубежья.
Программа состоявшегося концерта представляется на редкость гармоничной: за Сонатой для скрипки и фортепиано Леоша Яначека и Партитой Иоганна Себастьяна Баха последовали сонаты Моцарта и Дебюсси. Огромной содержательной насыщенности первой половины концерта, потребовавшей предельного напряжения сил соответствует образное просветление второй. Эпохи, стили, имена… И во всем свое неповторимое прочтение. Неизменным спутником в ансамбле с Дорой, чутким, все понимающим помощником остается Людмила Пищик, по праву разделяющая успех скрипачки.
Прозвучавшая первой, Соната для скрипки и фортепиано «великого мораванина» (его родина Моравия) Леоша Яначека (1854 – 1928) – одно из редко звучащих произведений, хотя давно завоевала почетное место в своем жанре. Абсолютно большая часть творений композитора связана со словом: прежде всего это оперы, но рядом и сольно-хоровые произведения. В них раскрылась особая любовь композитора к русской литературе и музыке, и выработался близкий Мусоргскому стиль, естественно соединивший особенности звучания человеческого говора и музыкальной интонации. Гораздо реже композитор обращался к инструментальной музыке, но и в ней стилевые приметы – те же. Скрипичная соната создавалась в 1914 году в обстановке начавшейся первой мировой войны а потому не могла не наполниться размышлениями художника о вечных проблемах. Музыкальный язык композитора, колыбелью которого стал национальный фольклор, по мере творческих метаморфоз существенно осложнился, при всей самобытности он стал частью общеевропейских стилевых процессов. Соната не сразу и нелегко ложится на слух, о ее содержании мы можем только догадываться. Но предложенный Дорой Шварцберг исполнительский замысел, давший слушателям почувствовать и драматизм, и сокровенную лиричность произведения, прозвучал столь убедительно, что каждый принял его как свой.
Пятичастная партита Баха ре минор для скрипки соло – явление исключительное среди подобных творений и в творчестве самого Баха, и в мировой практике. Первые четыре части – Алеманда, Куранта, Сарабанда и Жига – вполне традиционны. А уникальность ей придала завершающая цикл Чакона, представляющая собой грандиозную цепь вариаций. Лаконичная, сдержанно суровая тема императивного характера таит в себе безграничные возможности, раскрыть которые предстоит гению художника. Развиваясь волнообразно, вариации то удаляются, то возвращаются к теме. На протяжении масштабного музыкального действия, в котором глубокий драматизм сменяется погружением в сокровенную лирику, возгласы отчаянья – просветленностью и надеждой периодические возвраты к исходной теме становятся смысловыми опорами, на которых зиждется баховская композиция. Но неисчерпаемость темы вновь и вновь движет действие вперед. Возможности инструмента в волшебных руках Доры Шварцберг оказываются абсолютно беспредельными. Чакона в ее исполнении – это целая жизнь с ее трагизмом и божественной красотой. Фантастическое исполнение!
Произведения второго отделения концерта внесли необходимую эмоциональную разрядку, хотя они очень разные, а во времени создания их разделяет примерно полтора столетия. Прелестная соната Моцарта (KV 306 Ре мажор) относится к той группе произведений, которые, не претендуя на особую глубину, украшали аристократические салоны XVIII века. Моцарт говорит в ней привычным для своего времени языком, который выработала эпоха. И все-таки есть в ней нечто неуловимо моцартовское, может быть, наиболее явно заметное в медленной части, представляющей собой своеобразное ариозо.
Содержание своей скрипичной сонаты Клод Дебюсси (1862 – 1918) охарактеризовал сам, сказав, что “музыка ее полна жизни, почти радостна”. А, между тем создавал он ее незадолго до кончины, будучи смертельно больным, в тяжелейшей атмосфере 1917 года. Обстоятельства рождения этого сочинения он изложил в письме к своему другу Р. Годе: “Жизнь, когда приходится бороться за кусок сахара, за лист нотной бумаги, не говоря уж о хлебе насущном…”. Наверное, можно ее назвать “лебединой песней” великого музыканта, во многом изменившего художественный мир и открывшего музыкантам новые пути.
Эту красоту мироздания Дора Шварцберг и Людмила Пищик бережно донесли до слушателей. Отпускать музыкантов со сцены они долго не хотели. И были одарены тремя бисами: «Листком из альбома» Р. Вагнера и двумя хитами Ф. Крейслера – «Маленьким Венским маршем» и вальсом «Прекрасный розмарин». А затем последовал совсем неожиданный сюрприз. Слушателям был представлен студент Доры Шварцберг из Испании Гийом Паш, занимающийся в ее классе Венской высшей школы музыки и исполнительского искусства, приехавший вместе с ней на фестиваль. Они исполнили Четыре пьесы для двух скрипок и фортепиано Д. Шостаковича: Прелюдия, Гавот, Вальс, Полька.
Этот неожиданный финал концерта просто взорвал зал. Долго не утихающие аплодисменты и цветы стали знаком бесконечной живой признательности выдающейся скрипачке.
Фото с сайта Петрозаводской консерватории glazunovcons.ru
10 июня на фестивале состоится новая встреча с покорившим публику год назад дирижером из Нидерландов Конрадом ван Альфеном. Хор студентов и камерный оркестр Петрозаводской консерватории Nord-West Studium исполнят под его управлением Мессу соль мажор Ф. Шуберта. Солируют оперные артисты из Воронежа. В концерте также прозвучат романсы и песни немецкого романтика.
Начало в 19 часов в Большом зале Петрозаводской консерваnории — ул. Ленинградская, 19.