Именно так – иллюстратор эпохи – кто-то назвал художника Ивана Макарова. Это же определение с полным правом можно отнести ко всем художникам, чьи работы представлены на выставке «Русский дворянский портрет XVIII-XIX веков», открывшейся в Музее изобразительных искусств Карелии.
Выставка подготовлена Государственным Музеем А.С. Пушкина (Москва). Из 158 тысяч единиц хранения в петрозаводской экспозиции представлены 98 работ. Центральное место занимает портрет Александра Сергеевича Пушкина. А вокруг – люди, жившие, как мы теперь говорим, в Пушкинскую эпоху, с некоторыми из них он встречался в свете, с другими его связывали дружеские отношения. Здесь же портреты женщин, в которых он был влюблен и которым посвятил стихи: лицейская любовь Екатерина Бакунина, в замужестве Полторацкая, Аннета Оленина, по мужу Андро, и наконец Наталья Николаевна Пушкина. Интересно, что эти женщины предстают перед нами не в расцвете своей красоты и молодости, какими их знал поэт, но все они сохранили не только остатки былой красоты, но и очарование светских женщин.
Имя Екатерины Павловны Бакуниной оказалось связанным с Петрозаводском. Ее муж Александр Александрович Полторацкий был сыном директора пушечного завода в Петрозаводске Александра Марковича Полторацкого от первого брака. Александр Александрович до 1808 года жил в Петрозаводске, где получил прекрасное по тем временам образование, затем обучался в петербургском Институте корпуса инженеров путей сообщения. Петрозаводский краевед Николай Кутьков, проведя исследование, предположил, что Александр Полторацкий, с которым Пушкин свел знакомство в Петербурге, стал одним из прототипов Евгения Онегина. Кстати, Полторацкий был кузеном Анны Петровны Керн.
Дочь президента Академии художеств Аннета Оленина отказала Пушкину, когда он посватался к ней, посчитав, что поэт не столь богат и знатен, чтобы стать ее мужем. Она вышла замуж за русского офицера Андро, состоятельного аристократа французского происхождения. Приобрела богатство и положение. Но до конца своих дней хранила память о Пушкине и берегла реликвии, связанные с ним.
Художник Иван Макаров не раз писал Наталью Николаевну Пушкину. Считают, что портрет, представленный на выставке, создан после 1863 года, уже после ее смерти: Наталья Николаевна умерла в ноябре того года в возрасте 51 года. Здесь и помину нет блестящей красавицы, московской барышни Наташи Гончаровой, которой восхищались светские Москва и Петербург. На первый план выступило то, что заметил Александр Сергеевич, написав в одном из писем к жене, что душу ее любит больше всего. Когда она вернулась после траура в Петербург, ее снова окружили светские поклонники – богатые, знатные, чиновные. А она выбрала небогатого, не очень знатного генерала Петра Ланского. Как пишет ее дочь Арапова, только потому, что Ланского полюбили ее дети и он был по-отечески добр к ним. Племянник Пушкина Лев Павлищев вспоминал, что Наталья Николаевна забирала на каникулы не только своих сыновей, но и их друзей. Частым гостем в ее доме был и он сам. Когда под одной крышей собиралось столько молодежи, все в доме становилось вверх дном. Но Наталью Николаевну никогда не раздражали дети. И только один день в году она уходила в себя, не появлялась в семье – в день смерти Пушкина. Она проводила этот день в одиночестве, в молитвах. Пожалуй, это состояние и передает Иван Макаров в написанном им портрете. Внучка Ланских Е.Н. Бибикова передает рассказ няни: «Она (Наталья Николаевна) всегда была грустная, одетая в черные с белыми воротничками и манжетами платья и кружевной косынкой на голове, как она изображена на своем портрете работы Макарова».
На выставке не так много работ известных художников, часто это неизвестные авторы, крепостные мастера или выкупленные, отпущенные своими хозяева на свободу крепостные мастера. Многие из них сегодня практически неизвестны, как и те, кого они писали. Ну кто знает литератора Ю.И. Познанского, если только пушкинисты. Но в истории русской он остался как знакомый Александра Сергеевича Пушкина. А вот «Демон» или «Мефистофель» Пушкина – Александр Николаевич Раевский, представитель славной и знаменитой семьи генерала Раевского, с которой Пушкин провел несколько забываемых месяцев во время своей южной ссылки. Сегодня больше известна сестра Александра Раевского – Мария Николаевна Волконская, жена декабриста, последовавшая за мужем в Сибирь.
Есть на выставке еще один портрет, который привлекает всеобщее внимание – портрет женщины, сидящей в театральной ложе. Предположительно это Екатерина Николаевна Гончарова-Дантес-Геккерен. Портрет написан в 1840-е годы, значит, после смерти поэта. Старшие сестры Натальи Николаевны были так же красивы, как и она, но, как вспоминали современники, очень проигрывали, находясь рядом с сестрой (об этом писал жене и Пушкин): не было в их облике той поэтичности и душевной чистоты мадонны. И действительно, на лице уверенной красивой молодой дамы нет и тени смятения или волнения, а ведь от руки ее мужа Дантеса погиб не только великий поэт, но и по его вине осталась вдовой с тремя детьми ее родная сестра.
По выставке можно ходить не раз и не два: перед нами потрясающая портретная галерея целой эпохи и какой: Пушкинской! Многие картины попали в музейную экспозицию из семейных собраний, благодаря потомкам людей, изображенных на портретах. Я не берусь судить о художественных достоинствах работ, но познавательная их ценность огромна.
Фото автора