Но создавать из них произведения искусства под силу только мастерам, причем талантливым. В Городском выставочном зале открылась необычная и, как говорили на вернисаже, уникальная выставка работ вологодских художников Татьяны Чистяковой и Антона Соколова, матери и сына.
Хотя особенность ее не только в родстве авторов работ. Более 30 лет вологодские художники не выставлялись в Петрозаводске, хотя Карелия и Вологодская область соседи. Но вот после долгого перерыва связи, похоже, начали восстанавливаться. Судя по выставке, мы многое потеряли за эти годы. Татьяна Чистякова первой в России начала создавать рельефные керамические пейзажи и натюрморты из глины, фаянса, шамота (особый род глины).
На ее керамических панно – старинные, уютные уголки Вологды (увы, резные палисады с годами остаются только в произведениях художников), храмы Вологодчины, Северной Фиваиды, цветочные композиции, бытовые сценки. Работы Чистяковой украшают интерьер ТЮЗа, многие из них ушли в частные коллекции, ибо имя мастера хорошо известно в городе.
Когда пошел в школу сын, Татьяна Александровна создала в своей мастерской детскую студию – для Антона и его школьных друзей. Многие стали профессиональными мастерами, в первую очередь сын. Антон вместе с мамой стал преподавать в студии «Синяя птица», которая из мастерской художницы переместилась в Дом творчества. Правда, он пошел своим путем, возрождая приемы средневековой керамики.
Выставку дополняет графика Татьяны Чистяковой. Татьяна Александровна – заслуженный художник России, участник, как и ее сын, многих выставок, в том числе зарубежных. Но вся ее жизнь связана с Вологодчиной, на которой она родилась, куда вернулась после учебы в Ленинграде. Кстати, выставка в Петрозаводске появилась и благодаря Кирилло-Белозерскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, где также выставлялись работы Чистяковой.
Керамика – один из древнейших материалов, которые стали обрабатывать люди. Археологи же считают, что первыми этим искусством овладели женщины – на раскопках древних стоянок найдены обломки обожженной глины, сохранившие отпечатки пальцев первобытных мастериц. Может быть, потому, что они именно они сумели разглядеть красоту, которую можно извлечь из глины?
Фото автора