В медиа-центре «Vыход» открылась выставка «Гандвикбук». Представлены современные и традиционные жанры искусства: авторская книга, станковая графика, видеоинсталляция, арт-объект, реди-мэйд, фотография.
Весной вдруг стало известно, что группа молодых художников под руководством двух мэтров, Аркадия Морозова и Артема Стародубцева, готовится к поездке на Белое море. В августе они уже рассказывали о том, как все было, об отливах и приливах и связанных с Белым морем приключениях. Одним словом, впечатлений было много, а времени на осмысление и подготовку к выставке нет, потому работали не покладая рук. До самого последнего момента не знали, какой получится экспозиция, очень переживали. И напрасно. Выставка насыщенная и интересная. Что касается экспозиции, тут можно пожалеть только об одном: для такого количества работ пространства небольшого зала медиа-центра явно не хватает.
На вернисаже было столько заинтересованных лиц, что стало очевидно: затея с графической мастерской, открытой осенью прошлого года, приносит первые плоды. В Карелии в последнее время просто не стало среди молодых авторов ни графиков, ни скульпторов, ни концептуалистов. Благодаря Центру культурных инициатив появилась возможность заниматься тиражной графикой, а медиа-центр в свою очередь стимулирует творчество молодых. Его арт-директор и куратор проекта «Гандвикбук» Сергей Терентьев подчеркивает:
– Очень важно, что этот проект в области современного искусства осуществлен на средства Министерства культуры России и поддержан Министерством культуры Карелии. Важно также, что все художники работали не каждый сам по себе, а были поглощены единой большой темой, ведь как известно, часто безтемье мешает художнику расти. Масштабная тема Белого моря, позволяющая взглянуть на нее с самых разных сторон, это настоящее испытание и даже вызов молодежи.
Главная тема проекта – Белое море, или Гандвик (именно так называлось оно в древности), а главный объект, смысловое ядро – авторская книга. Книга как проверенный тысячелетиями инструмент передачи информации, который на Русском Севере имеет почти сакральное значение, веками существуя здесь в различных ипостасях: от каменной, берестяной, рукописной и устной прежде до печатной и электронной сегодня. Малоизвестный карельскому зрителю жанр artist’sbook – книга художника – мощное направление в мировой культуре. Обычно это рукотворная книга, созданная в единственном экземпляре.
Объясняя выбор темы Белого моря, руководитель образовательных программ Центра культурных инициатив Артем Стародубцев сказал:
– Все знают наши Кижи, Валаам и Соловки, но стоит иметь в виду, что за культурой онежской, ладожской, Белого моря стоит многовековая история, это настоящий гигантский и многопластовый клад. Культура поморов для россиян чаще всего связана с архангельским берегом, а не с нашей карельской территорией. Так уж сложилось, отчасти благодаря Шергину. Нам хотелось прикоснуться к этой удивительной культуре и поделиться с миром своими ощущениями.
В небольшом пространстве зала непривычно много авторских работ. Центральная часть занята произведением Юлии Шумиловой. Она родилась и выросла на берегу Белого моря, так же как Анна Кордилюк, создавшая книгу о своем родном городе Кемь. Юля могла бы сделать для выставки свой автопортрет и это выглядело бы логично, поскольку девушка ассоциирует себя с Белым морем.
– Но я постаралась подойти к решению поставленной задачи более глубинно, – объясняет Юлия, – и представила три проекта. Один из них «Сто метров Белого моря». Это авторская книга, собрание сочинений, которая состоит из нескольких томов, в них изображаются все эти сто метров береговой линии. Второй проект – «Рундук». Поморы брали с собой на борт в море такой сундучок с личными вещами. Я же поместила в него поморскую народную песню как символ чего-то личного, вроде дневника личных переживаний. Если приложить к рундучку ухо – услышишь эту песню. Третий проект – четырехканальная видеоинсталляция «Перевертыши». Это формальная вещь, в ней я как бы играю с морем.
Для тех, кто будет гулять вечером по городу, медиа-центр подготовил сюрприз: в его окнах горожане смогут увидеть видеоинсталляции молодых авторов, в том числе «Мое ощущение Белого моря» Анны Даниловой.
Мне всегда интересны работы Ивана Смирнова. Его книга – стильная, лаконичная и просто красивая.
– Случайно наткнулся в интернете на текст этнографа Сергея Максимова о карельском береге Белого моря, – рассказывает Иван. – Его книга-дневник «Год на севере» была написана в 1871 году, она и стала прообразом моей авторской книги.
Иван назвал свой проект «Путешествие» и нашел для книжек-дневников интересное формальное решение: сочетание черной обложки и старинного шрифта напоминают графику береговой линии, ритмов прилива и отлива, белых и черных ночей, отсылают и к другим смыслам.
Серия объектов визуального художника Натальи Егоровой возникла из высказывания дадаиста Тристана Цары, что мысль формируется во рту. То есть рот – метафора кузницы, в которой куется слово. Девушка взяла тексты Павла Флоренского, жизнь которого связана с Соловками и Белым морем. Наталья «разговаривает» с Павлом Флоренским на языке пластики. Она представила объемные формы застывшей жвачки – своего рода формы мысли, образ застывшего и сформировавшегося слова. Проект порожден и высказыванием Введенского о телесности мысли. В самом деле, созданные абстрактные объекты Егоровой позволяют прочувствовать, каким страшным и убийственным может стать слово. Наталья работала около трех месяцев, создавая формы сначала в пластилине, потом в гипсе. Интересно, что автору в отливке этих масштабных форм, помогали маститые Николай Беляков и Эдуард Григорян.
Евгений Терпугов, Майя Савчук, Елена Никитина, Дина Четвертная, Александра Гордеева, Евгения Лебедева. Друг с другом их не спутаешь, у каждого свое понимание темы. Оригинальный объект показал Арсений Морозов, запомнились необычные, сложные по технологии фотографии Виктории Копейкиной (как сделаны – вот вопрос), яркий живописный триптих Антонины Юфа «Пища для ангела», легкая и воздушная графика Игоря Котукова, Удивляют темы, на которые дерзают размышлять молодые, как, например, основательная (ни много ни мало) «Книга сотворения мира» Софьи Тервинской или книга Виктории Копейкиной «Хождение по водам», или желание передать на бумаге воздух и тишину звука. Выставка стоит того, чтобы ее посмотреть.
По мнению известного карельского художника Александра Трифонова, «главное заключается в том, что в городе появилась и существует явно ощутимая творческая среда, которая молодых объединяет и которая является, может быть, самым важным моментом в формировании интересного самобытного художника. Я имею в виду прежде всего графическую мастерскую Морозова, проекты Терентьева, Стародубцева».
Фото автора