Маяковский, правда, писал по-другому: «Если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно». Но в отношении человека, о котором я хочу рассказать, точнее будет именно так: звезды зажгутся только тогда, когда это кому-то будет нужно.
В Шелтозеро, столице Вепсан Маа, прошли Вторые Лонинские чтения.
В этом году их приурочили к 200-летию старинного дома Мелькиных – часть докладов и была посвящена истории и современному использованию памятника архитектуры, и завершению его реконструкции, которая началась в 2012 году. Правда, вот уже многие годы дом Мелькиных больше известен как Шелтозерский вепсский этнографический музей, филиал Национального музея Карелии, единственный в мире государственный музей вепсского народа.
Хозяева встречали гостей в еще не совсем обустроенных помещениях, реконструкция только-только закончилась и не успели оформить все залы. Но вот новую экспозицию «Вепсский крестьянский двор» участникам чтений показали. Так получилось, что Лонинские чтения открывали новый этап деятельности музея, кстати, именно в конце октября 1967 года открылся в Шелтозеро тогда еще народный вепсский этнографический музей.
Сегодня все пишущие о Шелтозерском крае обязательно отмечают два уникальных явления, родившихся здесь: Вепсский народный хор – его основателем был уроженец этих мест Василий Кононов – и Шелтозерский музей, появившийся благодаря Рюрику Лонину.
В этом году на конференции были рассмотрены также вопросы, связанные с изучением истории, языка и традиционной культуры вепсского народа. В Шелтозеро приехали и выступили с докладами научные сотрудники Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН во главе с директором института Ирмой Муллонен – кандидаты исторических наук Зинаида Строгальщикова и Константин Логинов, доктор филологических наук Нина Зайцева, молодые ученые аспиранты Мария Филатова и Сергей Минвалеев.
А вот вторая часть чтений была, по традиции уже, посвящена основателю музея. И здесь выступил не только директор Национального музея Михаил Гольденберг, но и школьники. Пусть в подготовке докладов им помогали учителя, а подростки еще не совсем прониклись глубиной и важностью предложенной им темы, главное, они прикоснулись к ней. Рюрика Петровича Лонина не стало в 2009 году. Но интерес к его наследию, его жизни и личности не только не иссякает, но и растет со временем.
Действительно, собиратель вепсского фольклора, основатель музея, писатель, историк, исследователь. И это все пишут о человеке, за плечами которого начальная школа в родной деревне и учеба в ремесленном училище в Петрозаводске по специальности слесарь-инструментальщик, а потом годы работы сварщиком в совхозе «Шелтозерский». И ни капли преувеличения! Он действительно был фольклористом, историком, писателем. Но главным своим делом считал создание музея, которому служил (именно служил!) до последних дней.
Нынешний директор музея Наталья Анхимова рассказывала мне, что уже тяжело больной, Лонин тем не менее каждую неделю приходил в музей и просил, чтобы ему дали какую-нибудь работу. Если были посетители – проводил с ними экскурсии, если никого не было, садился за стол и дорабатывал «легенды» на первые экспонаты, которые сам и собирал.
Его называют сегодня подвижником. Одна из наград, которую он получил еще при жизни, называлась очень символично – премия «За подвижничество» Института «Открытое общество» (фонд Сороса). Но вот Словарь русского языка Ожегова слово «подвижник» толкует как «человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели». Что да, то да: в конечном итоге Рюрик Лонин действительно всю свою жизнь служил высокой цели – сохранению исторической памяти своего народа. Но никогда не считал это тяжелым трудом.
Уже когда ему было за 60, Рюрик Петрович рассказывал мне о встрече с другим известным вепсом – Василием Кононовым, к которому пришел в гости в Петрозаводске. Без приглашения. Но с вопросами. Василий Иванович за чаем обстоятельно ответил на все. И один ответ Лонин запомнил, судя по всему, на всю жизнь. На вопрос Рюрика Петровича, действительно ли это так важно и нужно записывать песни, сказки на родном вепсском языке, Кононов отвел коротко: «Обязательно, если это нужно прежде всего тебе самому». Наша беседа состоялась тогда в доме Лониных, и уже на мой вопрос, неужели смог бы он забросить это свое дело и жить как все нормальные деревенские мужики, прозвучал ответ: «Да никогда!». Правда, за Рюрика Петровича ответила его жена – Анна Петровна, одна из лучших бригадиров животноводства совхоза «Шелтозерский».
А ведь занимался собирательством не год-два, а более полувека, натыкаясь на бюрократические препоны, узость власти, в том числе и партийной, на подтрунивания односельчан, среди которых он слыл даже за этакого шукшинского чудика. И ведь победил всех: добился выделения помещения под музей, при этом сам делал ремонт, сам создавал первую экспозицию, готов был в своем музее работать кем угодно, даже дворником или уборщиком. Когда на деревенских улицах к нему стали подходить односельчане и предлагать хранившиеся в их семьях старинные предметы, уверенные, что он-то сбережет, он-то сохранит их память, был не только рад, но и горд. Сегодня в экспозиции Шелтозерского музея более 8 тысяч экспонатов, крупнейшая по количеству и уникальности этнографическая коллекция, около трех тысяч из них собрал сам Рюрик Петрович.
Мы очень часто вспоминаем дела человека уже после его смерти. К Рюрику Петровичу Лонину в конце его жизни судьба проявила справедливость – дело, которому он отдал всю жизнь, оценили по заслугам. Известный режиссер Алла Сурикова сняла даже документальный фильм «Рюрик и его Шелтозеро». После его смерти музею присвоено его имя, памятью о Рюрике Петровиче стали и Лонинские краеведческие чтения, которые собирают ученых, краеведов, литераторов.
Тем не менее по переписи 2010 года вепсов насчитывает около 6 тысяч в местах компактного их расселения на границе Карелии, Вологодской и Ленинградской областей. Чуть более трех тысяч из них в Карелии, количество их постоянно уменьшается.
Да, многое делают для сохранения и развития языка ученые, национальный язык преподается сегодня в школах во всех деревнях и селах традиционного расселения вепсов, большую работу по пропаганде культуры и языка ведет Карельская региональная общественная организация «Общество вепсской культуры», отмечавшая 25-летие, но число носителей языка все равно уменьшается. Существует опасность, что древний язык войдет в число мертвых.
И вот о чем я подумала, слушая выступления молодых. То, что они рассказывали о Рюрике Петровиче, было замечательно. Лонин сохранил историческую память, благодаря ему о маленьком древнем народе и его культуре узнали во всем мире. Но, может быть, кто-то из молодых так же, как Лонин, позаботится о будущем своего народа? Которое невозможно без развития экономики в регионе.
Пожалуй, этого мне и не хватило на чтениях – раздумий о будущем, в первую очередь молодых. В прошлом году удалось побывать на празднике «Древо жизни» в Шелтозеро. Он проходил на берегу Онего, к праздничной поляне пришлось идти через территорию животноводческого комплекса. Увы, бывшего, от которого остались скотные дворы с выбитыми стеклами. Хотя когда-то здесь содержали около тысячи голов крупного рогатого скота. Не встретила на сельской улице ни одного сельскохозяйственного трактора. А недавно по одному из местных телеканалов посмотрела передачу из Другой Реки: пожилая вепсянка рассказывала, что продукция каменных карьеров расходится из Шелтозерья не только по всей стране, но и за границу. Вот только вепсы от этого практически ничего не имеют.
Кстати, Рюрик Петрович Лонин вернулся из Петрозаводска в родные края, потому что не мог жить вдалеке от них, тоска заела. Но когда он приехал в Шелтозеро, его ждала здесь работа, они купили с Анной Петровной дом и обустроили его. Между прочим, первый экспонат для своего музея Лонин нашел именно в этом доме.
Фото автора