…и не один. Тысячи сейдов, древних культовых камней, лабиринтов разбросаны на территории Фенноскандии — физико-географической страны на Северо-Западе, в пределах которой расположены Норвегия, Швеция, Финляндия, Карелия и Кольский полуостров.
Новая выставка открылась в Национальном музее Карелии
Сооружали сейды и лабиринты саамы, древний народ живший на этой территории, история которых привлекает внимание ученых на протяжении более 400 лет. Одни ученые считают, что именно в такие камни переселялись души умерших старейшин рода, которые и после смерти оберегали сородичей. Другие полагают, что древние охотники и рыболовы после удачного промысла приходили к сейдам в святилище, приносили божествам-идолам жертвоприношения, надеясь на удачный промысел в будущем. Третьи выдвигают гипотезу назначения сейдов и лабиринтов как места развлечений и хороводных танцев культового характера.
А вот какую легенду И. Мулло рассказывает в книге «Памятники и памятные места Карелии». Он пишет, что «с сейдами-идолами связана интересная поморская легенда об «окаменевших немцах». Предание повествует, что когда-то очень давно «немецкие люди» (так поморы в прошлом называли шведов) хотели напасть на «святые Соловки». В море их настигла буря. Немцы укрылись на северных Кузовах. С вершины горы острова им были видны белокаменные стены Соловецкого монастыря. Но частые бури на море, посылаемые свыше, не позволили немцам плыть дальше. Однажды, когда «немецкие люди» сидели вокруг костра за трапезой, бог покарал ворогов, превратив их в камни. Вот так «окаменевшие немцы» по сей день сидят на вершине горы острова, называемого с тех пор Большим Немецким Кузовом. Основой легенды, с одной стороны, послужило историческое событие начала XVII века, когда шведский отряд попытался совершить нападение на Соловецкий монастырь со стороны Кузовов, и, с другой стороны, саамское поверье о превращении человека в камень».
«Я послал вам бересту» — так назвал свою книгу историк и археолог, академик Валентин Янин, обнаруживший на раскопках древнего Новгорода первую берестяную грамоту. Сегодня их уже сотни. Люди средневековой Руси, пишет академик, заговорили с нами через столетия, мы впервые «услышали» их живую речь. Что хотели древние саамы, чтобы «услышали» мы? Ведь при сооружении многих сейдов требовались не только десятки человеческих рук, но и подручные средства.
«Сакральные места Восточной Фенноскандии: полевой дневник» – так называется новая выставка, которая открылась в Национальном музее Карелии. И хотя здесь представлено немногим более 30 работ трех авторов – карельского фотографа Игоря Георгиевского (кстати, великолепные фотопанно в зале петроглифов нашего музея – его работа, как и фотоальбом о беломорских петроглифах, которые они подготовили вместе с историком и археологом Надеждой Лобановой), археолога Марка Шахновича и петербургского исследователя Вячеслава Мизина. Снимки выполнены во время экспедиций авторов на Белое море, в Паанаярви, в Мурманскую область.
Выставка появилась в Национальном музее неслучайно. В 2013-2014 годах он принял участие в международной программе «Новые горизонты», организованной рабочей группой по культуре Баренц Евро-Арктического региона. В проекте приняли участие музеи Северной Швеции, Финской Лапландии, Мурманской области, Карелии.
Предполагается, что выставка в Петрозаводске станет дискуссионной площадкой не только для специалистов, но и всех любителей таинственной истории Русского Севера. И, может быть, именно в XXI веке наконец-то заговорят древние сейды и лабиринты.
Фото автора