Среди музыкальных специальностей есть весьма специфические. В Петрозаводске уже много лет есть всего одна арфистка – Ольга Андреевна Полякова, заслуженная артистка Карелии, ученица знаменитой Ариадны Тугай.
Культурный работник
Чтобы стать музыкантом, как мне всегда так казалось, нужен незаурядный талант. Скромная Ольга Андреевна считает, что ее путь в профессии связан прежде всего с трудолюбием, настойчивостью, старанием, терпением на пути к достижению цели.
Девочка из простой семьи, она хотела учиться музыке. Попасть в класс фортепиано было не так-то просто, стоило это дорого, и мама не могла бы оплачивать эти уроки. Неожиданно Оля увидела объявление о наборе в класс арфы и тут же записалась в него.
– Моим учителем и второй мамой на всю жизнь стала Ариадна Дмитриевна Тугай, музыкант от Бога, – вспоминает Ольга Андреевна, посвятившая музыке всю свою жизнь так же, как и ее учитель. – Теперь-то я понимаю, какая это была счастливая встреча. Тогда же я ничего не знала об этом инструменте. Мне пришлось быстро осваивать программу, так как довольно поздно поступила в музыкальную школу. Могла заниматься по 5-6 часов…
Ольга по гороскопу овен, ее стихия огонь. Такие, как она, не отступают от намеченной цели. Кстати, наверное, неслучайно среди ее любимых композиторов Александр Скрябин, так любивший образы огня.
Ариадна Дмитриевна была необыкновенным педагогом, самое главное – умела увлечь. Она была человеком неуемной энергии, большим энтузиастом. Ее часто приглашали с концертами, а это было весьма непросто – арфа с трудом влезала в такси.
– А сколько доброго она делала своим ученикам! – взгляд Ольги Андреевны теплеет. – Отправляла меня на концерты в Москву, сама устраивала мое там проживание. Когда мы начинали заниматься в классе Тугай, у нас на весь город был всего один инструмент. Можете себе представить? И мы приходили обучаться после того, как оркестр закончит репетиции. Когда я поступила учиться в консерваторию, арфы там тоже не было. Мы, кстати, поступали учиться не здесь, а в Ленинграде, и документ получали об окончании Ленинградского филиала консерватории. Получила я диплом с отличием, что дало право сыграть с с оркестром. Это был незабываемый вечер! Я играла концерт Глиера для арфы с оркестром.
Позже на ее первый спектакль в театре, «Лебединое озеро», Ариадна Тугай тоже пришла поддержать ученицу.
У Ольги Андреевны и по сей день график рабочего дня напряженный: часто с самого утра и часов до 9 вечера. Это и репетиции, и работа в консерватории со студентами, и концерты, а еще она бабушка и у нее два внука. Ей все время куда-то надо, лежать на диване перед телевизором – это не для нее. Девиз по жизни – никогда не сдаваться, делать свое дело достойно.
Ольга Андреевна погружает меня в особенности устройства своего инструмента. Арфа – это не скрипка, инструмент непростой, тяжелый. Весит килограммов тридцать. Ее сложно передвигать. Говорят, современные арфы более приспособленные для перемещения, для чего существуют специальные маленькие тележки. Арфу дома держать практически невозможно, она очень реагирует на сухой воздух квартиры.
– В театре без арфы вообще не обойтись, – прохожу ликбез у первой и единственной нашей арфистки. Ольга Андреевна знает, что говорит. Первую часть жизни – ни много ни мало 30 лет – она работала именно в театре. – В балетах без арфы никуда.
– Есть ли разница между работой в театральном оркестре и симфоническом?
– Конечно, и большая разница! В театре ты учишь свою партию и играешь ее в течение нескольких сезонов, пока идет спектакль. Я до сих пор помню партию для арфы в «Лебедином озере» наизусть. Попроси сыграть, сходу сыграю. А в оркестре все по-другому. Здесь я работаю уже одиннадцатый год. Концертные программы разные, их довольно много. Приходится каждый раз заново учить программу. Иногда ее нужно освоить в несколько дней. Партии для арфы, как правило, довольно сложные. Как всякому музыканту приходится заниматься ежедневно, чтобы быть в форме. Нельзя, чтобы мозоли на пальчиках терялись.
Ольга Андреевна показывает мозоли на своих пальцах, появляющиеся от струн, которые на арфе разных цветов и из разного материала: металлические, из жил, высокие же ноты дают нейлоновые струны. Арфы старого производства молодежь теперь дровами называют. Иностранного производства арфы более мобильны и звучат лучше. В нашем театре теперь тоже арфа американская.
Пока Поляковой приходится работать и в театре тоже, ей нельзя заболеть, ведь она единственная арфистка, но ситуация помаленьку меняется. У Ольги Андреевны появилась студентка, а это значит, что есть надежда на смену. Лишенная всякого тщеславия, стесняющаяся аплодисментов, в принципе не думающая о себе, она потрясающий музыкант с удивительной душой и любовью к своему 30-килограммовому инструменту. Таскает его каждый день. В такси! Для того, чтобы услышали дети, которые Ольгу Андреевну любят без памяти. Она разрешает им не только смотреть на арфу, но и потрогать ее, поиграть, нажать на педали. Потому что добрая, светлая.
Фото автора