Главное, Культура

Страсть, победившая любовь

Пиковая дама. Фото Музыкального театра РК

2 июня в Музыкальном театре Карелии прошла премьера оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Публикуем первый отклик — первокурсника исполнительского факультета Петрозаводской консерватории по классу скрипки.

Это было, действительно, красиво. Декорации отсылали в Петербург. И это был Петербург XIX века, но не александровской эпохи, в которую происходит действие в повести Пушкина, и не конца XVIII, как это было замыслено Чайковским, а Петербург середины позапрошлого столетия, на что указывали появляющиеся в декорациях колонны Исаакиевского собора.

О декорациях хочется сказать особо. Выдержанные в едином стиле, современном, модерновом, но не нарушающие восприятия времени и действия, они создавали действительно петербургское пространство. Прозрачные тубусы-колонны, в которых происходило какое-то свое действие, подчеркивали равнодушие великого города к разыгрывающимся среди его стен драмам. Задник сцены, спадающий тяжелыми атласными складками, меняя цвет, подчеркивал изменения в судьбах героев. Костюмы в серых тонах делали действующих лиц безликими и равнодушными. А во время маскарада люди в масках казались зловещей серой толпой.

Даже «белое» платье Лизы было скорее светло-серым, а «черный» мундир Германа — темно-серым. Они — часть этого серого дождливого Петербурга. Только красный доломан Томского напоминал о том, что жизнь все-таки может быть веселой, а яркие праздничные костюмы в дивертисменте словно утверждали, что веселой она может быть только на маскараде, и что маскарад в Петербурге реальнее, чем сама жизнь.

Автор этой подлинно петербургской картины — народный художник России Вячеслав Окунев, постоянный партнер Юрия Александрова, народного артиста России, режиссера-постановщика спектакля и художественного руководителя оперы Музыкального театра Карелии.

Для постановки «Пиковый дамы» Юрий Александров выбрал сцену Музыкального театра Карелии, репертуар которого ежегодно обогащается спектаклями оперной классики. Если в Петербурге режиссер прослыл смелым новатором, не стесняющимся ломать традиции и даже мастером оперного эпатажа («Евгений Онегин» и «Борис Годунов» на сцене театра «Санкт-Петербург Опера», художественным руководителем которого он является), то на петрозаводской сцене Александров с удовольствием ставит настолько классические спектакли, насколько это позволяет время.

В первом спектакле, 2 июня, партию Лизы исполнила Татьяна Еремина,  певица, обладающая сильным и чистым, свободно льющимся с первых нот сопрано. Не уступали ей и Маргарита Чемдуж (Полина, Миловзор) и Наталья Ландовская (Прилепа). Евгения Гудкова — совсем не та Графиня, которую, наверное представляет большинство. Высокая, стройная, прямая, сохранившая внутреннюю красоту, которой она пленила Сен-Жермена, и уносящая её с собой в могилу вместе с секретом трёх карт.

Увы, нельзя сказать, что мужчины порадовали своим вокалом. Наверное, только о Павле Назарове (Елецкий) можно сказать, что он полностью справился с партией. Актерское решение Андрея Блаховского (Томский) компенсировало не совсем удачное исполнение — это был настоящий гусар, лихой и остроумный. Павел Полянинов (Герман) показал свой талант драматического актера, он прожил на сцене последние дни несчастного офицера, в котором страсть к игре победила любовь.

Радовало, что молодые певцы свободно перемещались по сцене, легко танцевали, поэтому балетный дивертисмент оказался органично вписанным в общее движение.

Хор и оркестр, как впрочем и всегда, были на высоте. Хор не просто создавал фон и отзывался на происходящее, а был полноправным действующим лицом оперы.

Спектакль получился цельным созданием, из которого ничего нельзя убрать и к которому ничего не нужно добавлять.

Премьера состоялась и была принята публикой. Спектакль обогатит репертуар театра, который постоянно пополняется оперными и балетными постановками самого разного характера и направленности.

Фото Музыкального театра РК