До 16 августа в Музее изобразительных искусств РК открыта замечательная выставка, посвященная 100-летию акварели республики.
В последние годы заметно активизировалось движение акварелистов в Карелии: биеннале российского уровня, частые выставки местных художников, признанных мастеров акварели. Кажется, в таком акварельном водовороте что может удивить? Однако, выставка в музее вряд ли кого оставит равнодушным, более того, уверена, туда можно ходить лечиться от депрессии в холодное и пасмурное нынешнее лето.
В музее сохранились акварели, созданные в 1915 году. Они принадлежат классику и основателю профессионального изобразительного искусства в Карелии Вениамину Попову. Все признанные мастера Карелии представили свои произведения на выставке «Акварельные дожди». Замечательно, что многие любимые зрителем работы вновь будут украшать залы музея.
На сирень Александра Харитонова можно смотреть, не отрываясь, как смотрят на огонь. Созданный художником в начале 90-х годов образ для меня навсегда совпал со стихами Мандельштама «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени…». Помнится, мы принесли как-то в его мастерскую целую охапку сирени, а там ее было видимо-невидимо. В этом году отмечается 75-летие со дня рождения Александра Харитонова. Художника нет с нами, но его работы по-прежнему волнуют душу.
В первых залах представлены акварели, на которых, как мне кажется, запечатлено само время. Вот выполненные в черно-белых тонах акварели замечательного графика советской эпохи Александра Козлова – их хочется разглядывать. Оказывается, в самом деле около этих работ зритель, по словам смотрителя, непременно задерживается. Рядом Георгий Стронк. Дальше Александр Семяшкин, которому в этом году исполнилось бы 90. Как время расставляет всё по своим местам! Глядя на работы, выполненные 50 и 60 лет назад, не ощущаешь никакой скуки, наоборот, поражаешься профессионализму авторов, основательности и завершенности произведений, свежести сюжетов и нетривиальному взгляду на мир. Это чувствуешь, всматриваясь и в акварели непревзойденного живописца Суло Юнтунена, и, конечно, Олега и Ольги Юнтунен.
Меня в очередной раз поразило, как и в чем художники находят темы для своего творчества. Владимир Иваненко изображает обычный железнодорожный переезд, но это целая ода переезду, в которой шлагбаум выглядит как палочка дирижера, подчиняющая себе столбы электропередач. Утонченные акварели Александра Трифонова сравнила бы с бабочками с неведомых планет – так они изысканны и фантастичны. От акварелей супругов Валентины и Сергея Чиненовых веет домашним теплом и добротой. Яркие самобытные базары в Бухаре Альберта Четверикова так и брызжут горячим солнцем и энергией. Супруги Валерий и Наталья Кошелевы такие разные: ультрамариновая жена и строго черно-белый графический муж.
Кто ещё может так тонко, как молодая Юлия Коросова, уловить и передать настроение и состояние природы? А рядом Дмитрий Учуваткин, которого тоже не спутаешь ни с кем. Как рождаются его сюжеты? Вот загадка… Эйла Тимонен –театральный художник, и это чувствуется: её акварели так тщательно выписаны, что диву даешься. Белые снеги Владимира Лобанова – кто лучше него изображает карельскую зиму? Удивительный женский портрет Льва Бурина, пейзажи карельских мэтров Георгия Иванова и Александра Каштанова, работы Ксении Трофимовой, Маргариты Пермяковой, Бориса Кукшиева, Ильи Растатурина, Маргариты Юфа, Нелли Григорьевой и других – все вместе создают удивительное и приподнятое настроение духа.
Если бы меня спросили, куда повести гостей города, я предложила бы им посетить наш музей и выставку «Акварельные дожди». Только в нашем музее есть такая неповторимая коллекция карельских авторов.
Р.S. Переснимать акварели под стеклом — неблагодарное занятие. Лучше все-таки смотреть их в залах музея.
Фото автора