Путешествие началось с российского побережья Баренцева моря: из Мурманска художники поехали в Териберку, превратившуюся в туристическую мекку после съемок фильма Андрея Звягинцева «Левиафан».
Группа карельских художников во главе с Сергеем Терентьевым по приглашению норвежской организации Pikene på Broen совершила творческую поездку на Север по новому художественному проекту «Баренц Бук». 15 дней девять художников по суше и воде исследовали побережье Баренцева моря по обе стороны границы. Мурманск – Териберка – Киркенес – Бёк-фьорд. Итогом стали сотня набросков, терабайт видео и фотографий, новые друзья, а главное, как писал Генри Миллер, – «новый взгляд на жизнь как истинное назначение путешествия».
Идея пригласить карельских художников для работы над новым проектом возникла у арт-директора Pikene på Broen Андреаса Хоффмана неслучайно. Андреас был вдохновлен проектом для молодых художников «Гандвик бук», представленный в Петрозаводске в медиа-центре «Vыход» год назад. Его поразило, что главным был именно творческий процесс, а не гонка за готовым продуктом. «Гандвик бук» предоставил сложную и неоднозначную в творческом смысле тему Севера, было над чем поразмыслить и погрузиться в исследования. Это и сделало «Гандвик бук» поистине уникальным проектом, предназначенным именно для молодых творцов. Опыт «Гандвик бук» был предложен Андреасом для расширения, углубления и продолжения в рамках нового русско-норвежского проекта под названием «Баренц Бук», или «Книга о Баренцевом море».
Путешествие в рамках резиденции BAR International началось с российского побережья Баренцева моря: из Мурманска художники поехали в Териберку, превратившуюся в настоящую туристическую мекку после съемок фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». Отстраненный от людской жизни суровый северный ландшафт Териберки и открытое Баренцево море сочетаются со старыми домами, брошенными сараями и машинами. Пустующее здание школы с оставленным инвентарем, древними компьютерами и большой библиотекой, собрание книг которой полно и разнообразно, но совершенно никому не нужно, произвели на художников сильное впечатление. В Териберке художники выходили в открытое море на рыболовном траулере и исследовали побережье Кольского полуострова.
Вторая часть резиденции прошла в Норвегии. В Киркенесе центральной частью исследования стало путешествие к маяку в Бёк-фьорде. Художники, многие из которых прежде не бывали в горах, были поставлены в жесткие условия: не было туристических троп и проводников, было задано лишь направление пути. Этот путь художники должны были пройти самостоятельно, прочувствовать и осилить эту дорогу. Такое приключение также является отсылкой к проекту «Гандвик Бук», когда художники бродили по топям и берегам Белого моря одни, без провожатых и были предоставлены сами себе для более полного погружения в тему исследования.
Осмысление увиденного и пережитого будет представлено в работах художников, объединенных общей темой Севера и идеей Книги о Баренцевом море на ежегодном фестивале Barents Spektakel в Киркенесе в начале 2016 года. Глобальной целью всех «северных» проектов, в том числе «Баренц бука», по общему мнению Андреаса Хоффмана и Сергея Терентьева, является актуальное искусство на местном материале и для локального сообщества, а главное – создание таких условий для художников и в целом для молодого поколения, чтобы они оставались, жили и работали в большом приграничном Баренц-регионе.
Творческая команда проекта «Баренц Бук»: руководитель — Сергей Терентьев. Художники: Евгения Лебедева, Тоня Юфа, Софья Тервинская, Наталья Логинова, музыканты Иван Афанасьев и Аня Куц, с норвежской стороны – художники Вемунд Тоо и Йордис Кюрос.
Вся серия фотографий из поездки: http://vk.com/album-1323295_220660224
Источник: Центр культурных инициатив