Главное, Культура

Разрешите представиться: постмодерн Ad Liberum

LunaticShow в театре Ad Liberum. Фото Веры Луговых

Судя по тому, что сколько-нибудь заметных отзывов по поводу LunaticShow, последней работы негосударственного театра Ad Liberum, не было, спектакль воспринят был петрозаводской публикой однозначно-положительно-стандартным. По шаблону «сегодня весь вечер на арене – клоуны», мол, что тут много говорить, всё ясно. Приходи – получишь гарантированное удовольствие. И дело не в том, что в спектакле слово практически не работает, это совсем не повод о нём умолчать. Тем более что театр этим спектаклем отметил своё пятилетие. Однако не всё так просто.

В идеальном театре пантомимы Вячеслава Полунина может происходить что угодно, много серьёзного и трагикомичного, – мы уже немного привыкли к «Лицедеям». Привыкли настолько… ведь многие до сих пор не знают, что знаменитый Асисяй уже давно к театру «Лицедеи» никак не относится. Но все понимают: в этом жанре любая, даже самая серьёзная или трагическая тема, будет подана легко и изящно. Символический клоунский красный нос-помпончик вывернет любое «быть-или-не-быть» на 180 градусов. Не ушёл от этого, разумеется, и спектакль LunaticShow театра Ad Liberum. Публика осталась довольна. А что, пришли на представление – так получайте удовольствие!

Однако давайте всё же задумаемся. Каждый из нас имеет свой жизненный опыт. Каждый, вполне сознательно, приходит в театр – совершенно не для того, чтобы ему напоминали о проблемах в этом мире. Даже напротив. Он приходит, заплатив свои кровные, и хочет получить за них порцию впечатлений, как некий котирующийся на рынке товар. И получает. Театр предоставляет каждому желающему такую возможность. Спасибо и режиссеру-исполнителю главной роли Снежане Савельевой, и всей творческой бригаде театра. Казалось бы, всё хорошо. Но вот, «всё хорошо, да что-то нехорошо». Понял ли зритель, о чём спектакль вообще?

LunaticShow в театре Ad Liberum. Фото Веры Луговых

Риторический вопрос в современное театральное пространство: почему атрибутикой нынешнего времени всё чаще становятся газетный и иной мусор, натурализм, воинский камуфляж, гипертрофированное разрушение и равнодушие? Ведь не просто потому, что нас к этому сознательно приучили. Ведь это не банальная дань моде. А, быть может, мы сами в этом принимаем участие своей позицией наблюдателя?

LunaticShow в театре Ad Liberum. Фото Веры Луговых

Искаженная ария Мефистофеля ведь тоже совсем не просто так в этом спектакле появилась. Кто такие, например, пацифисты? Они хотят мира в тот момент, когда «люди гибнут за металл» даже не по своей воле. Может, это они клоуны?

LunaticShow в театре Ad Liberum. Фото Веры Луговых

LunaticShow в театре Ad Liberum. Фото Веры Луговых

LunaticShow в театре Ad Liberum. Фото Веры Луговых

Или, быть может, это мы – сидящие в зрительном зале марионетки, а уставший от непростой жизни зритель – это переодетое клоуном и взошедшее на сцену для наблюдения за нами наше alter ego? Ведь не просто так в этом спектакле разрушена «четвёртая стена». Или думаете – просто так, потому, что режиссёру захотелось? Но обо всём этом – тсссс…!

LunaticShow в театре Ad Liberum. Фото Веры Луговых

В спектакле много намёков на прошлые работы театра – «В ожидании Годо», «Маленькая колдунья», «Примадонны», «Моя жена — лгунья!», «Двенадцатая ночь», «Снежная королева». А самый младший участник спектакля – ровесник театра. Хочется сказать всем, имеющим отношение к постановке, в том числе администрации, творческим коллективам и цехам Музыкального и Национального театра, спасибо за спектакль. И – браво, друзья!

LunaticShow в театре Ad Liberum. Фото Веры Луговых

Фото Веры Луговых

  • Сегодня вечером, в 19.00, опять на сцене Национального Театра,
    представление Lunaticshow!

  • Читатели газет

    Ползет подземный змей,
    Ползет, везет людей.
    И каждый — со своей
    Газетой (со своей
    Экземой!) Жвачный тик,
    Газетный костоед.
    Жеватели мастик,
    Читатели газет.

    Кто — чтец? Старик? Атлет?
    Солдат? — Ни чéрт, ни лиц,
    Ни лет. Скелет — раз нет
    Лица: газетный лист!
    Которым — весь Париж
    С лба до пупа одет.
    Брось, девушка!
    Родишь —
    Читателя газет.

    Кача — «живет с сестрой» —
    ются — «убил отца!» —
    Качаются — тщетой
    Накачиваются.

    Чтó для таких господ —
    Закат или рассвет?
    Глотатели пустот,
    Читатели газет!

    Газет — читай: клевет,
    Газет — читай: растрат.
    Что ни столбец — навет,
    Что ни абзац — отврат…

    О, с чем на Страшный суд
    Предстанете: на свет!
    Хвататели минут,
    Читатели газет!

    — Пошел! Пропал! Исчез!
    Стар материнский страх.
    Мать! Гуттенбергов пресс
    Страшней, чем Шварцев прах!

    Уж лучше на погост, —
    Чем в гнойный лазарет
    Чесателей корост,
    Читателей газет!

    Кто наших сыновей
    Гноит во цвете лет?
    Смесители кровéй,
    Писатели газет!

    Вот, други, — и куда
    Сильней, чем в сих строках! —
    Чтó думаю, когда
    С рукописью в руках

    Стою перед лицом
    — Пустее места — нет! —
    Так значит — нелицом
    Редактора газет-

    ной нечисти.

    Ванв, 1 — 15 ноября 1935

    М. Цветаева
    http://www.tsvetayeva.com/poems/chitateli_gazet#ixzz3pCkusAYt