Главное, Культура

История закрутилась как колесо

Сцена из спектакля "Железо" Театра кукол Карелии. Фото puppet.karelia.ru

«Запорожец» такая была машина: вытащили ее, попинали, выпрямили. Никто за машину не перегрызал друг другу горло».

Премьерный спектакль Театра кукол Карелии «Железо» восторженно приняли и зрители, и критика. Накануне его показа 23 октября публикуем интервью с художником Виктором Антоновым, одним из авторов идеи этого спектакля.

Спектакль «Железо» возник в рамках лаборатории Театра кукол, которую проводило Творческое объединение «Культпроект». Одна из задач лаборатории — объединить режиссеров, художников и драматургов для совместной работы над кукольным спектаклем. Спектакль удался на славу. По-другому и быть не могло, ведь над ним работал главный режиссер Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова Борис Константинов и художник Виктор Антонов. Оба лауреаты высшей российской театральной премии «Золотая маска».

Кстати, это не первая их совместная работа: были другие спектакли в разных городах. Например, нашумевшая «Кармен» в Вологодском кукольном театре или спектакль «Ленинградка», где по-своему осмысляется страшное время блокады. Впервые спектакль был поставлен на сцене театра-студии «Куб» и позднее продолжил жизнь в театре имени С. В. Образцова.

Виктор Антонов (слева) и Борис Константинов работают над спектаклем "Железо". Фото Ирины Ларионовой
Виктор Антонов (слева) и Борис Константинов работают над спектаклем «Железо». Фото Ирины Ларионовой

 

– Мы понимаем друг друга иногда без слов, – рассказывает Виктор Антонов. – Бывает до смешного, когда Боря говорит, а у меня это уже нарисовано. У нас похожее отношение к жизни, похожий юмор. Мы получаем удовольствие от совместной работы.

 

– Насколько далека бывает воплощенная идея от того, что вы задумали?

– Сначала мы видим в голове некое кино: что хочу, то и наворочу. Но когда это материализуется, иногда получается еще интереснее, когда ты делаешь это возможными театральными способами.

 

Как возник замысел этого спектакля?

Виктор Антонов. Фото Ирины Ларионовой
Виктор Антонов. Фото Ирины Ларионовой

– В разговоре мы с Борисом вышли на тему старых забытых вещей. Сначала это была история про некую железную свалку, где вещи ушли и люди тоже уходят. Я вспомнил, что у меня есть история о «Запорожце» моего отца. Было много историй насчет этого «Запорожца». Боря тут же вспомнил какие-то свои фрагменты. И вся эта история закрутилась как колесо. Что-то вошло в нее и из реальной жизни: например, номер запорожца такой же, как у моего отца. И начало абсолютно такое же: есть реальная история, когда мой отец поехал получать номера на этот «Запорожец». Приехал в ГАИ. Было много машин и только одно свободное место. Шел дождь, была лужа между двух деревьев. Деревья очень близко стояли, но «Запорожцу» не проблема была встать. Отец получил номера, сел в машину – и не может сдвинуться с места. Газует – «Запорожец» стоит. Но в какой-то момент срывается с места и сразу врезается левой стороной в дерево. Потом мы увидели в окно, как отец к гаражу подъезжает на погнутой машине (Виктор заразительно смеется).  Оказалось, в луже лежал кусок проволоки. Он намотался на вал, когда отец машину ставил. Потом проволока на газу порвалась и машину понесло. Начало спектакля так и родилось.

Еще была история. Как-то мы всей семьей ездили за грибами, потом подъехали к пруду. Оставили машину на пригорке. Там сидела мама с младшим братом лет 12-ти. А мы с отцом пошли посмотреть, как рыба играет. Красиво, тишина, круги по воде. Стоим – и вдруг слышим, как «Запорожец»заводится. Он как танк разворачивается и уносится в кукурузу. Только верхушки трясутся. Выныривает через какое-то время буквально в метре от того места, где въехал. И дальше понесся… С одной стороны, где мы стояли, был пруд, а дальше плотина. За плотиной –  глубоченный овраг. И мы с ужасом видим, как «Запорожец» летит в сторону плотины. Но вот начинает задираться его задняя часть,  мы понимаем, что он промахнулся мимо плотины и летит в овраг. И вдруг он завис. Ситуация – смешнее не придумаешь. Но смеяться было некогда. Оказалось, спасла какая-то кочка. «Запорожец» летел в овраг, но случайно оказался бугорок, в который он носом, как клином, воткнулся. Если бы не бугорок, нам было бы не собрать ни маму, ни брата. Мама сидела вязала на заднем сиденье, а брат залез на переднее и говорит: «Мам, чего, поехали?». Она: «Да заводи, поехали». Он завел и поехал. Но это же был «Запорожец», трудноуправляемый транспорт…

Такие вот истории набирались постепенно. Борис своё вспомнил, я своё. Вот вчера прибежала женщина, тамбовская актриса, которая сейчас играет в петрозаводском театре. Сказала, у ее отца был номер похожий. Она поняла, что это номер из реальной жизни.

 

–О чем ваш спектакль?

– О том времени, которое сейчас ругают, называют совком и прочее. Но для меня это было обычное детство. И общее ощущение светлое. Воспоминания о родителях, об их отношениях и об их «Запорожце». Такая была машина: вытащили ее, попинали, выпрямили. Никто за машину не перегрызал друг другу горло. Это была просто машина, хотя их было мало.

Это не то что ностальгия… Нет желания туда обратно вернуться. Просто наша жизнь  такая была. Хотелось рассказать молодым  людям, которые знают о том времени только понаслышке, показать настроение.

 

На мой взгляд, авторам это удалось. Хотите убедиться – приходите в Театр кукол.  «Запорожец» прямо на глазах у зрителей терпит крушение и превращается в «железо», но в конце стараниями главного героя обретает новую жизнь. Удивительная машина!

Создавать трюки на сцене – дело для Виктора привычное. У него есть свой собственный спектакль «Цирк на нитях». Это работа на стыке кукольного и циркового искусства. Его марионетки настолько живые и подвижные, что даже самые скептически настроенные зрители начинают верить в волшебство. Здесь вы сможете увидеть настоящих дрессированных обезьян, верблюда-фокусника, волшебника, шпагоглотателя и на своем опыте убедиться, что куклы подчас могут выполнять гораздо более сложные трюки, чем цирковые артисты  или животные.

Кстати, Виктор приедет к нам с этим спектаклем уже в декабре. Ждем с нетерпением.

  • Да, было бы очень интересно увидеть другие работы этих мастеров!
    Спасибо за спектакль!