16 февраля исполняется 90 лет со дня рождения главного режиссёра Музыкального театра Карелии, заслуженного артиста РСФСР, народного артиста Карелии Дмитрия Сергеевича Утикеева.
Пусть звучит немного пафосно, но Дмитрий Сергеевич действительно всю свою жизнь отдал служению музыкальному и театральному искусству. Пять лет в Ансамбле песни и пляски Балтфлота, около десяти лет на театральной сцене в качестве солиста-вокалиста, сорок лет работы режиссёром-постановщиком, в том числе главным режиссёром театра, десять лет преподавания в оперном классе Петрозаводской государственной консерватории, а ещё работа в Государственном ансамбле песни и пляски «Кантеле» и Карельской государственной филармонии! Мало кто может похвастаться таким творческим долголетием и разнообразием артистического самовыражения – поневоле задумаешься, как Дмитрия Сергеевича на всё хватало.
Но, конечно, главной его заботой, главным местом приложения его творческих сил и способностей стал Музыкальный театр Карелии! В 1955 году Дмитрий Сергеевич приехал из Москвы по зову первого директора Музыкального театра и Русского театра драмы – Сергея Петровича Звездина, набирающего труппу нового театра.
Наверное, уже почти не осталось зрителей, которые помнят самую первую роль Дмитрия Утикеева в Петрозаводске, – Янко в самом первом спектакле нового театра, оперетте «Вольный ветер». Но те, кто видели, забыть не смогут, – ведь теноров всегда хорошо помнят! А партии были – как на подбор: Рауль в «Фиалке Монмартра», Альфред в «Летучей мыши», Пабло в «Поцелуе Чаниты», Владек в «Нищем студенте», Густав в «Короле вальса», Лель в «Снегурочке», Матти в первой национальной опере Р.С. Пергамента «Кумоха», Баринкай в спектакле-долгожителе «Цыганский барон» и многие другие. За время работы солистом-вокалистом Дмитрий Утикеев исполнил около пятидесяти партий оперного, опереточного и современного репертуара.
Дмитрий Утикеев рано понял, что он не только вокалист, и стал ассистировать режиссёрам. Уже в 1962 году после учёбы на Высших режиссёрских курсах он стал режиссёром, а потом и главным режиссёром Музыкального театра. Первая же самостоятельная постановка Утикеева – опера К. Листова «Дочь Кубы» – получила широкое признание не только в Карелии, но и в России, и за её пределами. Расширяя жанровый диапазон Музыкального театра Карелии Дмитрий Сергеевич ставил не только оперетты, но немало произведений оперного жанра: «Чио-Чио-сан», «Кошкин дом», «Евгений Онегин», «Меч кузнеца», «Красная Шапочка», «Паяцы», «Алеко». Всего Дмитрием Сергеевичем поставлено около сорока спектаклей.
Режиссёр Утикеев стал соавтором либретто малоизвестной в нашей стране оперетты Ф. Легара «Джюдитта». Эта оперетта со сложными вокальными партиями, требующая высокого исполнительского уровня, является столь широким развёрнутым полотном, что приближается к опере. Поставленная Утикеевым в 1968 году «Баядера» более тридцати лет была в репертуаре театра. В новой сценической редакции Утикеев восстановил «Цыганского барона» И. Штрауса.
Трудно перечислить все награды, медали и грамоты, которыми отметила страна и наша республика заслуги Дмитрия Сергеевича Утикеева, его вклад в дело Театра Карелии. Вот только некоторые из них: заслуженный артист России, народный артист Карелии, лауреат Государственной премии ГДР и множество других значительных наград.
Дмитрий Сергеевич был не только видным театральным и музыкальным деятелем Карелии, но и живой историей и энциклопедией Музыкального театра Карелии. Он был всегда доступен, к нему всегда можно подойти, что-нибудь спросить или уточнить. И какое наслаждение было видеть, как он мгновенно перешагивает пропасть в полвека и снова оказывается в своей юности! В его рассказах 50-е, 60-е, 70-е годы Музыкального театра представали как живые. В личности Дмитрия Сергеевича сочетались огромное жизнелюбие, постоянное творческое горение, неуспокоенность души с мудростью житейского опыта и вечной преданностью театру. И ещё – он был очень добрый.
Вот уже шесть с половиной лет Дмитрия Сергеевича с нами нет. А кажется, только вчера бежал он, разгорячённый, без шапки, в распахнутой куртке, через площадь Кирова в любимый Музыкальный театр. «Наш горячий мальчик» – так любя называли этого восьмидесятилетнего «дедушку» и молодёжь, и среднее поколение, и старики театра. В нём всегда была масса энергии и тепла, горячая жажда жить и творить, казалось, он никогда не мёрз…
Мы Вас помним, Дмитрий Сергеевич!
СТД Карелии
Фото из архива Музыкального театра Карелии