Адольф Островский продолжает знакомить нас с дружескими шаржами Владимира Голяховского, на этот раз на карельских писателей середины 50-х годов — Кикинова, Борискова, Авдышева и других.
Содружеству двух известных людей — народного писателя Карелии Марата Васильевича Тарасова и профессора, врача-травматолога, писателя, детского писателя, карикатуриста Владимира Голяховского посвящается эта публикация.
Как и с чего началась эта дружба? Начнём издалека. В 1953 году молодой врач, выпускник медицинского вуза Москвы приехал по распределению в Карелию. Как произошло знакомство этих двух людей, подробно описано в книге В.Ю. Голяховского «Путь хирурга. Полвека в СССР»:
«Как-то само собой получилось, что писал я для детей. Неподалеку от моего дома, когда я жил в Петрозаводске, на той же улице, на деревянном двухэтажном доме была вывеска: «Союз писателей Карело-Финской ССР» и пониже: «Редакция журнала «На рубеже».
Собрав … несколько стихов, я перепечатал их на своей старенькой печатной машинке и понёс в тот дом. В доме первым увидел сидевшего за столом молодого человека, оказавшегося секретарём редакции журнала и поэтом, его звали Марат Тарасов.
— Добрый день, я принёс несколько своих стихотворений.
— А, покажите, — пока он быстро, профессионально пробегал их глазами, я с волнением думал: «Возьмет или не возьмет?»
— Так. Голяховский — это настоящая фамилия или псевдоним?
— Настоящая фамилия.
— Что ж, стихи хорошие, думаю, что редколлегия согласится их напечатать.
У меня отлегло от сердца, настороженность сменилась радостью. Он расспрашивал:
— Вы откуда? Живете в нашем городе? Чем занимаетесь?
— Я хирург республиканской больницы. Раньше жил и учился в Москве.
— Хирург? Режете, значит?
— Нет, делаю операции.
— Ну, это все равно. Раньше печатались?
— Только в многотиражной институтской газете. Но мне С.В. Михалков рекомендовал писать для детей.
— Михалков? Сам рекомендовал? Я доложу на редколлегии. Знаете, у нас есть ещё пионерская газета, отнесите туда несколько стихов. Я им позвоню и порекомендую их напечатать.
Я отнес стихи и туда. И вскоре их напечатали. И еще: мне заплатили первый гонорар — 148 рублей. Это было больше, чем за три ночных дежурства без сна».
Однажды они встретились на совещании молодых писателей, куда теперь приглашали В. Голяховского. Он давно любил рисовать шаржи и делал это с успехом. Это заметил М.Тарасов и к одному из портретов написал эпиграмму. Так незаметно они стали создавать образный портрет молодых писателей: один рисовал шаржи, а другой дополнял дружескими, но очень едкими стихами. Многие из них были напечатаны в журнале «На рубеже» за 1955 год.
С этого и началась их дружба. Она соединила талант двух в будущем очень известных людей.
С того времени прошло 60 лет, многие прозаики и поэты, о ком они писали, стали маститыми литераторами, большинство к настоящему времени уже ушло из жизни. В память об этих людях эта публикация.
Среди тех, кто попал в поле зрения этих двух людей, были Пётр Борисков, Георгий Кикинов, Иммануил Левин, Юрий Герт, Галина Усова, Лазарь Шапиро и многие другие.
Дружеские шаржи выполнены Владимиром Голяховским, текст написан Маратом Тарасовым.
Борисков Петр Семёнович родился в 1924 году в с. Череватово Горьковской области, в крестьянской семье. Окончил педагогическое училище, ушел на фронт. Демобилизовался после контузии в 1942 году. В 1947-м окончил факультет журналистики Уральского университета в Свердловске, работал корреспондентом, много ездил по стране. С 1948 года — в Петрозаводске, член редколлегии журнала «На рубеже» (теперь он называется «Север»). Литературную деятельность начал в 1953 году. Работал как драматург и очеркист. Пьеса «В огненном кольце» поставлена в ряде городов страны. Очерковая книга «Среди голубых озер» издана в Петрозаводске (1962) и в Москве. Издан сборник пьес «Время зовет». С 1958 года член Союза писателей.
Средь многих
новых
голосков
Всех громче слышен
Борисков.
Журнал «На рубеже», 1955, №6
Левин Имануил (1923 – 1994) советский юморист и сатирик, участник Великой Отечественной войны, военный переводчик. Закончил войну в звании капитана, награждён орденами и медалями. После войны получил юридическое образование, но стал журналистом, работал в «Крокодиле», был редактором отдела журнала «Москва». Писал прозу, воспоминания, из десятка его книг половина – юмористические. В 1967–1988 годах опубликовал полтора десятка юморесок.
Молодой драматург И. Левин представил на обсуждение в ССП двенадцатый вариант пьесы «Супруги».
Когда бы числом вариантов
Мерить талант и заслуги,
— То был бы
великим талантом
Автор
драмы «Супруги»…
Журнал «На рубеже», 1955, №6
Кикинов Георгий Васильевич (1923 – 1964) родился в селе Деревянное. Учился на литфаке Петрозаводского учительского института (позднее КГПУ). В 1942-м его призвали в армию. Воевал недолго: в бою он был тяжело контужен. После демобилизации окончил вуз, работал журналистом в газете «Ленинская правда». И все это время писал стихи. Они печатались в журнале «На рубеже», альманахе «Молодая гвардия», коллективных сборниках. При жизни поэта вышли два собственных сборника: «Онежские ветры» и «Лицом к солнцу». А вот поэмы «Цветы-первоцветы» и «Мать-мачеха» изданы уже посмертно. Член Союза писателей СССР. Стихи Кикинова мелодичны, поэтому привлекали известных композиторов: Г. Синисало, Р. Пергамента, Ю. Зарицкого, А. Лиханову. Пожалуй, особенно удачной получилась песня Юрия Зарицкого «Над речкой Олонкой».
В 1964 году Георгий Кикинов скоропостижно скончался во время учебы в Литературном институте имени М. Горького в Москве. В селе Деревянное Прионежского района Карелии регулярно проводят дни памяти Георгия Кикинова.
Он долго не писал стихов.
И вдруг опять его
прорвало.
Но наш совет ему
таков:
Не пребывай ты в зимней спячке,
Чтоб после
длительной раскачки
Не делать
творческих скачков.
Журнал «На рубеже», 1955, №6
Герт Юрий Михайлович (1931 – 2003) – писатель и журналист. После окончания Вологодского педагогического института работал учителем русского языка и литературы в Мурманской области. Затем была служба в армии. В 1957 году Юрий Михайлович переехал в Караганду. Он работал журналистом в газете «Комсомолец Караганды». Позднее писатель переехал в Алма-Ату. В 1965 году Герт начал работу в журнале «Простор», проработал 23 года, где возглавлял отдел прозы. В 1991 году, вслед за детьми, Герт с женой уехал в США и поселился в Кливленде.
Первая повесть Герта «Преодоление» была опубликована в журнале «На рубеже» в 1955 году во время его службы в армии. Роман «Кто, если не ты?» был популярным у казахстанцев в 1960-е годы, Ю. М. Герт — автор произведений «Ночь предопределений», «Солнце и кошка», «Третий лишний», «Лгунья». После переезда в США вышли книги «Эллины и иудеи», «Северное сияние», «Лазарь и Вера», «Семейный архив». Юрий Герт также занимался переводами произведений казахских и уйгурских писателей.
Все рубежи и загражденья
В пути сумев
преодолеть,
Он написал:
. «Преодоление»…
Ну что же,
действуй так
и впредь.
Журнал «На рубеже», 1955, №6
Усова Галина Сергеевна (1931) — переводчик поэзии и прозы, поэт, прозаик. Родилась и выросла в Ленинграде. В 1954 году окончила с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (отделение английского языка и литературы). С 1954 по 1956 годы преподавала английский язык в средней школе города Лахденпохья (тогда Карело-Финская ССР).
Первое стихотворение, опубликованное в 1955 году, называлось «Колхозная правда». Это было сатирическое произведение о местной бане. В 1956 году, вернувшись в Ленинград, Галина Усова познакомилась с Е. Г. Эткиндом, который одобрил ее поэтические переводы и направил на семинар Т.Г. Гнедич при Ленинградском отделении Союза писателей СССР. В 1957 году Г. Усова увлеклась австралийской поэзией. В журнале «На рубеже» была опубликована повесть «Первые шаги». В 1960 году был выпущён сборник переводов стихов негритянского американского поэта Ленгстона Хьюза, явившийся коллективным литературным проектом семинара Т. Гнедич. В 1974 году, заинтересовавшись фантастикой, начала также посещать семинар Бориса Стругацкого. В 198З году принята в Союз писателей СССР. Г. Усова имеет более 300 публикаций. Руководила семинаром молодых переводчиков.
В литературе республики успешно работают поэтессы Ю. Никонова и Н. Островская.
Она стоит,
скажу без лести,
Средь поэтесс
на третьем
месте.
Но что обиднее всего —
За нею
нету
никого…
Журнал «На рубеже», 1955, №6
Шапиро Лазарь Вульфович (1928 – 2006), родился в белорусском городе Червеня. Филолог по образованию, преподавал литературу вначале в сельской школе, а затем в Петрозаводске. Рано начал писать, сначала как детский писатель, позднее писал и для взрослых. Много печатался в журналах и газетах. Все его книги были изданы в карельском книжном издательстве. В 1962 году вышла книга «Хорошо, Илмари!», в 1968-м – «Строгий учитель», в 1970-м – «Про меня и про всех» и др.
Он после «Первого письма»
Скупым и кратким стал
весьма.
Когда ж
второе
сдаст в печать,
То может
вовсе
замолчать.
Журнал «На рубеже», 1955, №6
Авдышев Алексей Иванович (1928 – 1997) родился в 1928 году в Ленинграде. Художник-пейзажист, график, поэт, заслуженный деятель искусств Карельской АССР, заслуженный художник РСФСР. С 1952 года А.И. Авдышев жил в Петрозаводске, работал литературным сотрудником в молодёжной газете, методистом Дома народного творчества. Известен как художник, но признание пришло раньше как к поэту. Уже 1956 году вышел первый поэтический сборник «Северные зори», его приняли в члены Союза писателей СССР. Произведения поэта опубликованы в 7 поэтических сборниках.
Первые линогравюры, особенно цветные, получили оценку в 1957 году на выставке VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, тогда же его принимают в Союз художников СССР. Произведения художника находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, в музеях Республики Карелия и в частных коллекциях. Автор принимал участие во множестве Всесоюзных, Всероссийских и персональных выставках как у нас в стране, так и за рубежом. Выпущено несколько альбомов с его произведениями.
Лампы свет, я сижу за столом
За обычным гравюрным делом.
На линолеуме под резцом
Насмерть борется черное с белым.
За работою тупится сталь,
Нет покоя руке онемелой,
Для тебя дня и ночи не жаль.
Цвет победный гравюр — черно-белый.
Вот такой предстает художественно-литературная картина Карелии в лицах через 60 лет. К счастью, оба автора шаржей и подписей к ним живы и находятся в хорошей творческой форме. Недавно их любимый журнал «Север» (бывший «На рубеже») отметил своё 75-летие.