Культура

Союз композиторов: взгляд изнутри

Члены Союза композиторов Карелии

Союзу композиторов Карелии исполнилось 75 лет. Что значит быть членом СК? Каким видится будущее организации? На эти вопросы отвечают представители трёх поколений.

Эдуард Патлаенко, композитор, член Союза композиторов Карелии с 1965 года:

– В то время, когда я вступал в Союз, это значило очень многое. Дело в том, что существовал не только Союз композиторов, но и музыкальный фонд, который предоставлял материальную помощь. Для меня она прежде всего выражалась в возможности за небольшую цену поехать в Дома творчества: в Рузу под Москвой, в Репино под Питером или в любой другой – их было довольно много. В течение одного-двух месяцев можно было работать и отдыхать одновременно. Это очень помогало. Кроме того, при Домах творчества проходили семинары молодых композиторов. Правда, я никогда такой возможностью не пользовался. На таких школах можно было пообщаться со старшими руководителями, писать музыку. Раз в неделю нужно было показать то, что наработал.

Поддержка Союза осуществлялось еще вот в каком плане. Композиторы, и молодые и опытные, представляли свои произведения внутри организации. Их могли покритиковать, но редко когда сочинение не принималось. Оно одобрялось и Министерству культуры рекомендовалось купить его у автора. Кроме того, членство в Союзе композиторов носило статусный характер.

Сегодня организации нужно восстановить подобную поддержку. Но, к сожалению, это невозможно. Ведь творческие союзы были под эгидой партии: она их субсидировала и была единственным спонсором. Конечно, государство при этом не проигрывало: вспомним хотя бы о тех крохах от заработанных денег, которые доходили до солистов после зарубежных гастролей.

Творческие союзы в провинции существуют сегодня номинально. Действенными они могут стать только в том случае, если у них появится счёт в банке, на который будут поступать деньги, будь то меценатская поддержка или разные спонсоры. На членских взносах сегодня не удержишься, даже если брать по пять тысяч в месяц с каждого члена. Сейчас вернулось то положение, каким оно было до революции. Был меценат Беляев, вор и мошенник по своей сути, но собрал вокруг себя Римского-Корсакова, Лядова, Скрябина… Он в музыке ничего не понимал, но поддерживал петербургскую музыкальную жизнь. Может быть, сейчас были бы более эффективны товарищества музыкантов вообще: и композиторов, и музыковедов, и исполнителей.

Конечно, Союз будет существовать. У нас есть молодое поколение. Несмотря ни на что, в членстве есть определённый престиж. Но, к сожалению, у нас нет лидера в организационном плане. А он может появиться, только если появится зарплата. Тогда с него можно будет требовать отчёт о проделанной работе. Сегодня композитор пишет музыку, но получает за это деньги лишь тогда, когда произведение понравится исполнителю.

Вячеслав Кошелев, композитор, член Союза композиторов Карелии с 1978 года:

– Союз композиторов – это место профессионального общения с коллегами. В советское время, да и сейчас отчасти, это всё-таки возможность реализации исполнения своих композиций. Кроме того, «член Союза» – это определённый статус среди музыкантов, это признание профессионализма. К членам Союза прислушиваются, музыканты откликаются на творческие проекты, особенно если говорить об оркестровых произведениях. Союз композиторов, филармония, министерство культуры помогают в осуществлении наших таких «затей». В частности, этот филармонический концерт (29.11.12 – концерт к 75-летию Союза композиторов Карелии в Карельской госфилармонииред.) – результат отношения и признания необходимости нашей музыкальной организации. Мне пребывание в СК даёт выход на оркестр. Мы ведь счастливая республика: у нас есть симфонический оркестр с огромнейшим опытом исполнения новой музыки. Они делают это очень профессионально.

Задача остаётся всё та же: обмениваться мнениями. Другая и, как мне кажется, основная цель Союза композиторов Карелии – это забота о молодежи. У нас её практически нет. Много пишет Настя Сало, но она уже выходит из категории молодых композиторов. С другой стороны, молодёжь должна быть активнее. В этом смысле, недавно появившееся отделение Всероссийского молодёжного объединения композиторов «Молот» – хорошее начинание. Надо их поддержать, помочь профессиональными советами в той степени, в какой они хотят их услышать. Когда мы были молодыми, то о нас заботились. Нас пестовали музыковеды (Ольга Александровна Бочкарева, Наталья Юрьевна Гродницкая) и композиторы, которые были по возрасту гораздо старше (Валентин Андреевич Кончаков, Гельмер Нестерович Синисало, Пётр Борисович Козинский). Общения со «стариками» было много. Они нас, конечно, порой ругали, но зато искренне интересовались нашей музыкой.

Я очень хочу, чтобы наша композиторская «семья» пополнилась молодыми, задорными, профессионально оснащёнными людьми, пишущими музыку. Чтобы организация стала еще более сплоченной, цельной и единой. Чтобы вела себя в музыкальной культуре России и Карелии более энергично, чем сейчас.

Анастасия Сало, композитор, член Союза композиторов Карелии с 2008 года, член Союза композиторов Финляндии:

–  Вступление в Союз композиторов – это большой шаг в творческой карьере: появляется возможность быть в окружении старших коллег, которые могут подсказать, покритиковать музыку. Конечно, это можно получить и вне организации. Но всё-таки, когда ты чувствуешь себя в композиторской семье, то хочется опираться на ее поддержку. В России ощущаешь себя полноценным композитором только будучи членом такой творческой организации. В Союзе проводятся пленумы –  к сожалению, только раз в пять лет, юбилейные концерты –  правда, не всегда удаётся попасть в программу, появляется возможность услышать своё произведение в исполнении оркестра в родном городе. Конечно, можно писать произведения в стол, как это было раньше, да и сейчас не редкость. Но для меня важно, чтобы музыка прозвучала в ближайшее время после ее создания, а не через тридцать лет, когда буду мыслить совсем по-другому, буду видеть недочёты молодости и просто-напросто не захочу показывать сочинение.

В Финляндии композиторы вступают в Союз с той же целью, что и у нас: хотят чувствовать себя членами большой творческой семьи. СК может информировать об освободившихся вакансиях, оказывает мощную информационную поддержку в плане грантов, конкурсов. Все это рассылается по электронной почте и помогает организовать творческий процесс. Кроме того, в Финляндии раз в год проводится фестиваль современной музыки (один раз в Хельсинки, другой в Тампере), и члены Союза могут посещать эти концерты бесплатно. Кроме того, в Финляндии пленумы проходят  раз в два года, на них обсуждается стратегия развития организации. Разговоры идут о защите авторских прав. К сожалению, у нас каждый композитор сам за себя.

Поскольку мы региональное отделение, то одной из главных целей я бы поставила поддержку национальной культуры. Нужно писать музыку на тексты карельских, финских, вепсских авторов. Использовать карельские мотивы в тематике произведений, чтобы наши дети могли учиться на этих произведениях.

Вторая цель, на мой взгляд, должна состоять в том, чтобы с помощью музыки для детей воспитывать публику. С моей точки зрения, будущее Союза напрямую зависит от этого. Сравним с той же Европой, где дети ходят на концерты современной музыки –  не той, конечно, которая предназначена для взрослых, но современной детской, созданной с применением новых средств выразительности. Поэтому отторжения, которое происходит в нашем достаточно консервативном городе, не происходит. Хотя что считать современной музыкой? Если принимать за неё то, что создаётся в Москве, в Питере или в Европе, то мы далеко не современные композиторы по технике написания. Большинство карельских композиторов придерживаются традиционного течения: тональная музыка с определёнными вкраплениями. Поэтому на уровне Союза я бы поставила задачу воспитания публики, чтобы потом не жаловаться, что наши дети не идут в музыкальные учебные заведения, а молодёжь не ходит в филармонию. Требовать от взрослого человека пойти на концерт карельских композиторов бессмысленно, если он к этому не готов.

Третья цель: пропаганда карельского искусства во всём мире. Нужно рассказывать и показывать то, чем мы славимся, чем отличаемся от других. Я сейчас активно занимаюсь этим, и у меня неплохо получается. Поначалу, конечно, испугалась: как воспримут музыку, не скажут ли: «Как-то вы углубились в свою деревню»… Оказалось, что произведения карельских композиторов интересны и за пределами нашей республики. В этой музыке есть наш северный колорит, некая суровость и в то же время своеобразный юмор. Европа открыта для новых сочинений. Существуют различные творческие школы. Лет семь назад я ездила в Центральную Финляндию на подобное мероприятие, к нам приезжал композитор из Англии. Он сказал, что карельская музыка интересна, необычна и отличается, например, от финской. Ну и Интернет. Владей им, общайся, заинтересовывай!

Если сейчас не поддержать немногочисленных молодых композиторов, то с учетом того, что старшее поколение уходит, а вместе с ними и часть культуры, то будущее Союза как общественной организации мне не видится в радужном свете. Несколько лет назад ушел из жизни Альбин Репников, глыба в музыке для народных инструментов. Чувствуется опустошение. Его музыка осталась, но последователей нет. Важно, чтобы то, что накопили наши мэтры, не держалось, а прорастало корнями в следующих поколениях. Дай Бог нашим старшим коллегам здоровья и сил для этого!
Из четырёх молодых композиторов в Петрозаводске живу только я. Так сложилось, что остальные переехали в Москву, Питер, Финляндию. Да и я тоже постоянно в разъездах. Конечно, творческая деятельность не зависит от места проживания. Композитор сочиняет везде, всегда и даже, когда спит или летит в самолете. Можно постоянно работать в родном городе, даже понимая, что времени на решение всякого рода организационных проблем уходит куда больше, чем собственно на создание музыки. Но надолго ли хватит сил и нервов? Конечно, речь не идет об идеологической поддержке. Однажды может получиться так, что человек захочет уехать туда, где ему станет более комфортно. Просто он начнёт искать для этого возможности или возможности найдут его сами.