О двух премьерах в театре «Творческая мастерская» — «Изобретательная влюбленная» и «Васса»
Спектакль «Изобретательная влюбленная» по пьесе Лопе де Вега поставила режиссер Ольга Глубокова (Москва), художник по костюмам – Наталья Матюхина (Москва), хореограф – Диана Эстрада (Куба).
Пьеса написана во времена позднего испанского средневековья автором тысячи пьес, большинство из них комедии. Наверное, самый естественный способ сделать это хитросплетение любовных страстей на сцене – изобразить их на фоне карнавала: маски, красивые костюмы, фламенко, пение. Что и было сделано постановщиками достаточно профессионально и ансамблево.
Но вот что подумал, глядя на в общем-то на красивое, веселое, музыкальное, с восторгом принимаемое зрителями действо. Если бы даже я не знал, что спектакль поставила столичная бригада, все равно почувствовал бы, что он сделан заезжими профессионалами с местными актерами. Причем думал об этом по ходу спектакля, то есть я отвлекался от динамичного яркого зрелища. Значит, спектакль не завлек меня так, как должен был.
Вспоминаю, что эти же молодые актеры в Ultima cafe танцевали гораздо мощнее и без единого слова. А поставил те танцы наш замечательный петрозаводский хореограф Олег Щукарев.
По ходу спектакля карнавальная игра актеров начинает казаться несколько однообразной. Капитан Бернардо (Юрий Максимов) забавен, но явно перебарщивает в гротеске. Главная героиня Фениса (Евгения Верещагина, которая блистала в Ultima cafe), на мой взгляд, скучновата — по причине собственной сценической скромности, хотя по сюжету она самая изобретательная, а значит не скучная и, конечно же, не скромная. Станиславскому приписывают такую фразу: «Скромность актрису не украшает». Здесь именно тот случай.
Белиса (Ольга Саханова), мать Фенисы, ведет свою роль ближе к реалистическому театру, нежели карнавальному. Мужчины (Николай Белошицкий, Дмитрий Константинов, Александр Галиев) рвут страсти из всех своих остротемпераментных сил, но ощущается некоторая заученность движений. Возможно, она исчезнет в дальнейшем.
В спектакле просто блистает Херарда (Виктория Федорова). Именно она цементирует ансамбль своей яркой индивидуальностью, актерской страстностью, жаром души, вокальными и танцевальными данными. При всем том, что актриса делает на сцене, казалось бы то, что и другие, от нее исходит теплое обаяние, достающее каждого зрителя. Если бы у меня спросили, стоит ли смотреть этот спектакль, я бы ответил: «Идите и полюбуйтесь Викторией Федоровой».
Спектакль «Васса» поставил режиссер Сергей Стеблюк, сценография Игоря Капитонова, костюмы Фагили Сельской, свет Константина Никитина.
Пьеса «Васса Железнова» написана М. Горьким во времена, когда по России бегали эсеры с бомбами, а социал-демократы сидели в кафе Парижа и Цюриха с разговорами о том, какой будет Россия лет через 10, 20, 100. В самой же России на вопрос «Что делать?» философ-беллетрист отвечал так: «Летом собирать ягоды и варить из них варенье, а зимой есть его!» Через 10 лет этот философ умер от голода.
Рабочие в начале XX века работали в России по 12 часов. Автора нашей пьесы объявили пролетарским писателем только за один роман «Мать». Что-то еще в творчестве М. Горького о любви к рабочим найти трудно. Он больше любил капиталистов (Васса Железнова, Егор Булычов, Василий Достигаев, семья Артамоновых), сомнительных интеллигентов (Клим Самгин) и деклассированных элементов (Челкаш, Мальва, Лойко Зобар, обитатели Дна).
Через 100 лет, в 2017 году, в год столетия Великой русской революции, события и авторы, писавшие тогда (точнее, 110 лет назад), пусть и классики, воспринимаются неоднозначно.
Мне повезло. В мае 2016 года в «ТМ» я видел то, что в театрах теперь называют «Эскиз спектакля», то есть почти готовый спектакль с какими-то недоделками, которые не особо мешают задуманному действу. Та постановка была бытовой семейной драмой, достаточно традиционной в своей трактовке. Мне спекаткль показался мелковатым для пьесы. Никаких аналогий с событиями столетней давности он на меня не навеял. Наверное, он не устроил и режиссера. Возможно, потому, о чем я сказал. Началась снова долгая работа, казалось бы, над тем же спектаклем. В результате появился другой, полностью затмевающий эскиз.
Прежде всего в спектакле передано время тревожных ожиданий – через постоянные зловещие паузы, такие, когда сидишь и не можешь оторвать глаз от сцены, которая, кажется, вот-вот взорвется. Кстати, этим и отличается драматургия М. Горького. И если этого не увидеть, то вряд ли получится горьковский спектакль. Режиссер Сергей Стеблюк увидел и почувствовал.
Взрыв произойдет в буржуазном доме обреченной на распад семьи Железновых. Из-за образа жизни и поведения Сергея Петровича (Евгений Терских, актер мощнейшего темперамента) Васса Борисовна потеряла шестерых из девяти родившихся детей. Да и оставшиеся трое мало жизнеспособны. Умирает за границей сын, социал-демократ Федор. Постоянно близка к истерике старшая дочь Наталья (Валерия Ломакина), трогательно беззащитна почти блаженная инфантильная Людмила (Евгения Верещагина, отлично ведущая роль на протяжении всего спектакля). Брат Вассы Прохор Борисович (Дмитрий Максимов) вот-вот станет мрачным унылым алкоголиком. И это тот Прохор, который еще недавно собирался стать артистом оперетты и был душой любой компании.
Все, о чем я сказал, – кризис русской буржуазной семьи начала XX века. Но есть более серьезные проблемы – ведущие к распаду государства и Гражданской войне. Проблемы эти тоже возникают в семье. Васса никогда не примирится со своей снохой Рашелью (Галина Пелевина) и, возможно, с сыном, если бы тот остался жив. Это антагонисты, и мир между ними невозможен. Дети хищного времени: секретарша Вассы Анна (Галина Дарешкина) и горничная Поля (Ольга Саханова, ярко создающая образ мерзейшей представительницы лакейства) довершают картину зловещего быта семьи Железновых.
В спектакле сложился на редкость крепкий и точный актерский ансамбль, заставляющий нас, затаив дыхание, следить за жизнью богатой и на редкость несчастной семьи.
Сама Васса Борисовна (Виктория Федорова) в этом спектакле достаточно статична во внешних проявлениях. Актриса забирает внимание зрителей внутренней энергетикой, подкрепленной отдельными выразительными и неожиданными деталями, как примерка шляпки с вуалью Рашель. По внутренней энергетике Рашель достойна Вассы. На мой взгляд, лучшее в спектакле – их противостояние.
Главным же достоинством спектакля является чистота и безукоризненность ансамблевой жизни семьи Железновых на сцене и всего, что их окружает. Кстати, мне показалось, что именно этого спектакля в театре «ТМ» коснулась тень великого Георгия Товстоногова с его горьковскими постановками. А сам «пролетарский» писатель показался мне певцом только что народившейся и уже уходящей русской буржуазии того времени. Заодно и интеллигенции, но это уже не в «Вассе».
P.S. Необычен финал «Вассы» Сергея Стеблюка. Перед смертью Вассе на миг привиделось возможное и желаемое – любовь.