Среди защитников наших достопримечательностей не видно молодых людей. Почему? Мы провели опрос, который прокомментировали Мария Юфа и Михаил Гольденберг.
Опрос провели Анастасия Марчук и Дарья Иванова, студентки ПетрГУ. Вопросы молодым людям в возрасте до 30 лет они задали следующие:
1. Слышали ли вы об акциях протеста защитников острова Кижи и архитектуры Петрозаводска?
2. Участвовали ли в этих акциях?
3. На ваш взгляд, стоит ли сохранять в Петрозаводске исторические здания или надо на их месте построить новые?
Любовь, 28 лет, инженер по охране труда: Читала, но не участвовала
1. Да, я читала об этом в Интернете.
2. Нет, не участвовала, потому что у меня семья и маленький ребёнок.
3. Исторические здания, архитектуру стоит поддерживать, если от них ещё есть польза.
Виктория Харитонова, 20 лет, рекламщик: Пустая трата времени
1-2. Не слышала, потому и не участвовала. А даже если бы и слышала, то участвовать все равно не стала бы, ибо считаю это пустой тратой времени, поскольку все эти протесты ни к чему не приведут.
3. Исторические здания, конечно, сохранять нужно, но если сохранять, то нужно приводить в должный вид, чтобы здание выглядело достойно, а не стояло и рушилось. Если власть не может позволить реконструкцию таких зданий, то можно сносить их и строить современные.
Анна, 23 года, продавец-консультант: Детскую поликлинику нужно снести
1-2. Нет, к сожалению, я не слышала об этих акциях, поэтому не принимала участия в них.
3. Я думаю, что исторические здания в Петрозаводске нужно сохранять и поддерживать их состояние, но такие здания как детская поликлиника, находящаяся напротив университета, нужно сносить и на их месте строить новые.
Илья Лысов, 22 года, техник-механик: Строить то, что действительно нужно городу
1.Да, знал – из социальных сетей, наружной рекламы, СМИ.
2. Нет, не участвовал, так как было не с кем, да и времени нет: учеба, активный отдых.
3. Либо привести в порядочный вид старые либо построить на их месте то, что действительно нужно городу. На месте старой поликлиники можно построить новую поликлинику, а не очередной супермаркет или элитное жильё.
Алёна, 25 лет, фармацевт: Лучше построить развлекательный центр
1. Да, по радио.
2. К сожалению, я не участвовала в этих акциях, потому что работала.
3. Если здание находится в хорошем состоянии, то нужно его сохранить и вкладывать в него деньги. Но если здание уже развалено, то нет смысла держать его в городе, а на его месте строить развлекательные центры, а не магазины.
Богдан Иванов, 15 лет, школьник: Все равно за нас все решают
1-2. Нет, не слышал, потому не участвовал. А если бы и слышал, то все равно бы не пошел. Не люблю такие мероприятия, не понимаю. Зачем ни нужны, все равно за нас все решают.
3. Памятники архитектуры – это напоминание о прошлом: строительстве, материалах, о различных идеях архитекторов, о разном понимании красоты. Если их не сохранять, человечество мне, кажется, многое потеряет.
Сергей, 28 лет, строитель: Что плохого в «Биг Бене»?
1. Слышал из разных СМИ и Интернета.
2. Нет, я не участвовал в этих акциях, потому что не вижу ничего плохого в том, что построили «Биг Бен», снесли поликлинику, чтобы построить другое современное здание. Я считаю, что городу нужна современность. В моём возрасте так думать совершенно нормально.
3. Архитектуру, которая не реставрируется и находится в плохом состоянии, нужно сносить. Я считаю, что поликлиника именно такое здание. Мне не важно, что построят на их месте, главное, чтобы оно функционировало, а не простаивало.
Артур, 29 лет, инженер: Только единицы идут на акции с энтузиазмом
1. Да, из разных СМИ.
2. Нет, не участвовал, потому что работал. Я не вижу смысла мне участвовать в этих акциях, так как на них чаще всего присутствует молодёжь, которая хочет, чтобы её заметили, преследуя определённую выгоду. Обычная молодёжь, которая учится и зарабатывает, не будет в этом принимать участие, потому что знает, что уже всё решено за них. Они просто не будут тратить на это время. Только единицы идут на акции с энтузиазмом.
3. Для меня главное, чтобы здания выполняли свои функции. Если они не могут этого делать, значит нужно на их месте строить другие, качественные и современные.
Ксения Леонова, 19 лет, продавец: Сохранять и реконструировать
1. Видела в социальных сетях про кинотеатр «Сампо», который снесли не так давно, несмотря на отрицательное отношение к этому жителей.
2. Нет, только читала о них, нет желания участвовать, не вижу смысла.
3. Считаю, что стоит сохранять и реконструировать, дабы совсем не развалились, в зависимости от того, какую историческую ценность они несут, что с ними связано.
Руслан, 19 лет, студент: Снести и построить что-нибудь для молодёжи
1. Что-то я узнал от знакомых, а что-то в школе адаптеров.
2. Нет, не участвовал, потому что узнал об этом, когда эти акции прошли. Но я всё равно не смог бы, потому что учёба занимает много времени.
3. Сохранять исторические здания стоит, если они находятся в хорошем, пригодном состоянии. Их нужно реставрировать. Ну а такие здания, как детская поликлиника, стоит снести и на их месте построить что-нибудь для молодёжи, а то не хочется видеть очередной торговый центр. С другой стороны, с появлением торговых центров, прибавляются рабочие места…
Ксения Раткевич, 18 лет, бармен: Считаю свои долгом помочь городу
1. Читала в Интернете о протесте против сноса старинных зданий напротив гостиницы «Северная».
2. Подписывала петицию, если это считается за участие. Считаю свои долгом помочь городу.
3. Разумеется, старинные здания необходимо сохранять и реконструировать, так как именно они создают исторический лик города.
Итог: в акциях защитников города, Кижей не участвовал ни один из опрошенных. Только трое из 11-ти высказались за безусловное сохранение в Петрозаводске исторических зданий. Прокомментировать опрос мы попросили уважаемых в городе людей.
Мария Юфа, директор Городского выставочного зала, искусствовед: Всё, в общем, ожидаемо и очевидно, читала много раз подобные комментарии в Интернете и не удивляюсь – такие силы брошены на оболванивание людей сегодня… И реформа образования, и телевидение, и газеты, и «оптимизация» сферы культуры… да и вчера не у многих была зоркость видеть и привычка ценить своё самобытное и настоящее, свою культуру. Отсутствие культурного кругозора обычно ведёт к слепоте, когда люди не осознают как ценность и повод для гордости своё – своё наследие, своих земляков. Увы, это объяснимо. Примелькались деревянные дома на проспекте Ленина, примелькалась липовая аллея, Левашовский бульвар – трудно понять, что это-то и есть ценность, есть те последние небольшие черты, которые делают город самобытным, отличающимся от других. Что это важно, если думать о развитии города, не менее важно, чем ремонт дорог и строительство новых районов.
Михаил Гольденберг, директор Национального музея Карелии, кандидат педагогических наук:
Формулировка и сочетание вопросов, количество респондентов не позволяют считать опрос репрезентативным. Однако, определенные тенденции видны:
1. Крайне низкая культурная информированность молодежи. Так они воспитаны. Наставники и родители не обсуждали с ними культурные события, не приучили за ними следить систематически.
2. Этот опрос показывает то, что культура не является ценностным приоритетом. В новостях культура рядом с погодой, на дне… Культурные события не получают должного внимания со стороны СМИ. Вполне буднично прошла презентация Нового Завета с иллюстрациями Мюда Мечева. Проведите опрос о том, знают ли петрозаводчане, что в городе живет человек, который перевел шекспировского «Гамлета» – мною очень чтимый Валерий Ананьин? Знают ли жители Карелии, где записаны русские былины? Убежден, что результаты такого опроса будут плачевными.
3. Судьба объектов культурного наследия мало кого волнует. Во многих вузах сейчас ликвидировали такой предмет как культурологию. Да, может в таком виде он и не нужен. Иногда преподаватели годами не покидали душные аудитории, не посещая музеи, концерты, кинотеатры, библиотеки и не поднимали вопросов о конкретных объектах культуры.
4. «Лицей», канал «Культура» – культурные островки в океане в большинстве своем бездуховных СМИ.