В Кондопоге выступил самый титулованный органист Франции
В холле Дворца искусств 28 ноября царил ажиотаж, и это неудивительно: в маленький карельский городок приехал главный органист собора Нотр-Дам-де-Виктуар (Париж) Давид Кассан.
Студент Петрозаводской консерватории Михаил Козырев делится своими впечатлениями о концерте.
Он является самым титулованным органистом своего поколения: победитель международных конкурсов в Германии, Франции, Голландии, Люксембурге, Великобритании, обладатель премии Академии изящных искусств во Франции. География его сольных выступлений обширна и охватывает почти всю Европу. В Карелию известный музыкант прибыл для участия в Международной органной академии в городе Кондопога – маэстро провел мастер-класс для студентов-органистов, а публике подарил шикарный сольный концерт в двух отделениях.
В первом отделении прозвучали произведения И. С. Баха, К. Сен-Санса, Л. Вьерна и импровизация в барочном стиле самого Давида Кассана. Таким образом, между началом и концом отделения возникла некая арка. И, что примечательно, и Фантазия и фуга Баха, и импровизация маэстро заканчиваются ярким аккордом в G-dur.
Исполнитель с первых нот завладел абсолютным вниманием публики. Зал был практически полон, но не было ни единого постороннего звука, что на концертах сегодня, увы, редкость – звучала только музыка. Фантазия Баха, написанная в свободной импровизационной манере, заставила задаться вопросом: как может один и тот же инструмент обладать и мощью симфонического оркестра, и теплотой, нежностью человеческого голоса? Органист блестяще выстроил драматургию произведения, звучит финальный аккорд Фантазии и почти сразу же начинается фуга. Ее подвижная тема начинает развиваться, голоса наслаиваются друг на друга, плетут тончайшее музыкальное кружево, но в то же время каждый голос прослушивается отдельно. В этом Кассан продемонстрировал свой прекрасный слух и совершенное владение полифонической фактурой.
Второе произведение – Фантазия Es-dur Камиля Сен-Санса. Здесь органист захватил публику игрой регистров органа, благодаря которым создавался эффект звучания оркестра, а также блестящей виртуозностью и изяществом, столь характерными для музыки Сен-Санса.
Скерцо Луи Вьерна из Органной симфонии № 2 – маленький, но филигранно отточенный драгоценный камень. В этой небольшой пьесе совершенство формы сочетается с блеском коротких пассажей и хрупкостью высоких регистров. Эта пьеса послужила превосходным переходом к масштабной барочной импровизации самого Кассана. Мастерское владение инструментом позволило ему прямо на глазах зрителей создать яркое, виртуозное произведение.
Невероятно тонко и проникновенно прозвучало Andante из «Готической симфонии» Шарля-Мари Видора, исполненное во втором отделении. Это прекрасный образец органной кантилены XIX века, после возвышенного исполнения которого в зале на несколько мгновений повисла абсолютная тишина, словно каждый боялся аплодисментами разрушить эту неповторимую атмосферу.
Пожалуй, кульминацией всего концерта стала Прелюдия и фуга H-dur. Op.7 Марселя Дюпре. В XX веке этот французский композитор прославился как «Паганини органа» из-за того, что долгое время никто, кроме автора, не мог исполнять многие его сочинения, в частности, седьмой опус. Здесь Давид Кассан в полной мере показал свой талант: бесподобное владение как мануалами, так и педальной клавиатурой при сложнейшей полифонической фактуре, резкие перепады динамики, что на органе представляет достаточно большую трудность. И, как ни поразительно, во время исполнения он умудрялся самостоятельно переключать регистры (обычно это делает ассистент).
После блестящего исполнения этой труднейшей пьесы зал взорвался криками «Браво!», а одна дама из первых рядов даже подошла к сцене и с трепетом подарила артисту маленький блестящий подарочный пакетик. Польщенный таким неожиданным жестом, французский виртуоз сел за орган и окончательно покорил публику собственной Импровизационной симфонией для органа в 4 частях, в которой хитро переплелись темы рождественского гимна We wish you a Merry Christmas и — сюрприз для русской публики — хорошо знакомой каждому «Калинки» И.П. Ларионова, ограненные колкими ритмами и диссонантными гармониями, характерными для современной музыки. Высшей точкой развития импровизации стало одновременное проведение двух тем в окружении бравурных пассажей.
Зал рукоплескал маэстро стоя, долго не смолкали восторженные возгласы, после которых Кассан сымпровизировал на бис миниатюру, используя самые высокие хрустальные регистры органа, как бы подражая волшебному звуку челесты.
После концерта зрители не торопились уходить, на лицах у многих были улыбки, а в фойе можно было со всех сторон слышать: «Это фантастика!», «Хоть бы он приехал еще!». Я рад, что мне выпала возможность посетить такой чудесный концерт, который, без сомнения, стал настоящим событием для всех, кто его слышал.
Михаил Козырев,
студент Петрозаводской государственной
консерватории им. А.К. Глазунова