Афиша Петрозаводска, Культура

Очарованный странник Юрий Ушаков

Юрий Ушаков во время одной из своих экспедиций
Юрий Ушаков во время одной из своих экспедиций

В выставочном зале музея-заповедника «Кижи» открылась выставка «Русский Север в творчестве архитектора Ю.С. Ушакова. К 90-летию со дня рождения».

Тот Русский Север, который он оставил нам в наследство, мы не увидим больше нигде.

 

«Мне трудно выразить словами мое восхищение этим краем, мое преклонение перед ним…» — признавался Дмитрий Сергеевич Лихачев, побывав  на Русском Севере. Свое преклонение и любовь к этим удивительным местам, которые многие называют воротами в сказку, сумел выразить не только в своих научных работах, но и в творчестве Юрий Сергеевич Ушаков, архитектор, художник, профессор, доктор архитектуры, лауреат Государственной премии РСФСР по архитектуре. Автор 35 научных трудов, в том числе пяти монографий. Еще при жизни его называли певцом Русского Севера.

Ушаков и родился здесь, в старинном крошечном  вологодском городке Бабаево, когда-то известным тем, что в нем было 40 часовен и 30 церквей. Эти места упоминаются в «Духовной грамоте» Дмитрия Донского. И хотя семья переехала в Ленинград, когда  мальчику было всего пять лет, что-то, вероятно, отложилось в душе, в памяти. Русскому Северу он остался верен до конца дней своих.

Вернувшись из эвакуации после войны в Ленинград,  Ушаков поступил на архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ). Знавшие его в то время будущие коллеги вспоминают, что «его курсовые работы всегда становились событием на факультете». Но в то же время время проявилось и художественное дарование Ю.С. Ушакова, и хотя при его жизни не было ни одной его выставки, он оставил и как художник богатое наследие.

За 35 лет Ушаков исходил, в прямом смысле этого слова, и изъездил сотни километров. Не поднимается рука написать «по дорогам Русского Севера», какие там дороги были в то время, их и в наше-то время нет. И не только во время научных экспедиций, но и в отпуск отправлялся туда, пропахав Беломорье, Обонежье, Каргополье, Белозерье, бассейны рек Онеги, Сухоны, Северной Двины, Пинеги, Мезени, Вычегды, Выми, Печоры….  Но не как любопытствующий турист или педантичный ученый, собирающий материал для новой научной работы, а в первую очередь как очарованный и влюбленный  странник. Иначе его художественные работы не были столь трепетными и берущими за душу. Остались бы сделанными на ходу зарисовками-иллюстрациями для нового труда.

Многое из того, что писал художник Юрий Ушаков, уже утрачено – старинные часовни, крошечные деревенские церквушки… Так что живопись Ушакова имеет сегодня немалое научное значение.

В этом году Юрию Сергеевичу Ушакову исполнилось бы 90 лет, и музей-заповедник «Кижи» совместно с известным в Карелии писателем, философом, коллекционером Юрием Линником организовал юбилейную выставку.

Выставку открывают (слева направо) директор музея-заповедника «Кижи» Елена Богданова, писатель, философ, коллекционер Юрий Линник, заместитель директора музея по научно-фондовой работе Игорь Мельников
Выставку открывают (слева направо) директор музея-заповедника «Кижи» Елена Богданова, писатель, философ, коллекционер Юрий Линник, заместитель директора музея по научно-фондовой работе Игорь Мельников

 

Год назад «Лицей» писал, что скорее всего такую выставку не удастся сделать. Получилось! Партнерская выставка представляет экспонаты из собраний Музея Русского Севера Ю.В. Линника, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, музея-заповедника «Кижи», Кенозерского национального парка.

Юрий Ушаков. Автошарж
Юрий Ушаков. Автошарж

Выставка уникальна,  и не только потому, что здесь представлены редко выставлявшиеся, а то и вообще не известные широкой публике работы Ушакова, а также сделанные им во время путешествия по Русскому Северу фотографии и, наконец, его научные  публикации. Главная ее уникальность в том, что тот Русский Север, который оставил нам в наследство Юрий Ушаков, мы не увидим больше нигде. Вряд ли кто-то  сегодня отважится повторить маршруты Ушакова. А главное сумеет пройти по этим местам таким же очарованным странником.

Юрий Ушаков. Соловки
Юрий Ушаков. Соловки
"В его храмах молились за Русь, его стены ее защищали…" Эти стихи написаны о древнем Пскове. Но их вполне можно отнести к Кирилло-Белозерскому монастырю. Работа Юрия Ушакова
«В его храмах молились за Русь, его стены ее защищали…» Эти стихи написаны о древнем Пскове. Но их вполне можно отнести к Кирилло-Белозерскому монастырю. Работа Юрия Ушакова
Юрий Ушаков. Кижи. Дорога в деревню Ямка
Юрий Ушаков. Кижи. Дорога в деревню Ямка
Юрий Ушаков. Кижи. Покровская церковь
Юрий Ушаков. Кижи. Покровская церковь
Юрий Ушаков. Тотьма. Ее храмы построены в стиле тотемского барокко
Юрий Ушаков. Тотьма. Ее храмы построены в стиле тотемского барокко
Юрий Ушаков. Деревня Порженское. Архангельская область
Юрий Ушаков. Деревня Порженское. Архангельская область
Юрий Ушаков. Село Бор
Юрий Ушаков. Село Бор

Ю.С. Ушаков. Старое кладбище. Деревня Высокая Гора. Республика Коми
Ю.С. Ушаков. Старое кладбище. Деревня Высокая Гора. Республика Коми
Книги Ю.С. Ушакова по архитектуре и культуре Русского Севера
Книги Ю.С. Ушакова по архитектуре и культуре Русского Севера
На вернисаже
На вернисаже

В рамках работы выставки 1 апреля в 13 часов в выставочном зале музея, что на площади им. Кирова,  состоится лекция (вход бесплатный), которую прочитает Виола Анатольевна Гущина, — представитель первого поколения музейных работников в Кижах. Она закладывала основы развития музейного дела по всем направлениям, основная тема ее научных исследований — Кижский архитектурный ансамбль и памятники деревянного зодчества культовой и гражданской архитектуры. 

Кстати, в семейной коллекции Виолы и Бориса Гущиных есть и художественные работы Юрия Сергеевича Ушакова.

Фото пресс-службы музея-заповедника «Кижи» и Валентины Чаженгиной

  • Елена Ициксон

    Юрий Сергеевич Ушаков, кроме всего прочего, — замечательный педагог и просветитель. Имела счастье учиться в ЛИСИ в те годы, когда там работал Ушаков. Пожалуй, он был единственным преподавателем, который предлагал студентам плотную «внеклассную» программу развития — вывешивал на доске объявлений архитектурного факультета рукописные афиши всех интересных выставок, проходящих в Ленинграде, приобщая, особенно провинциалов, к архитектурному и художественному миру вокруг, открывал далеко не всем ведомые имена… По его наводке мы бегали на выставки не только в Русский или Эрмитаж, но в ЛОСХ, Дом архитектора, Дом журналистов (почему-то только там выставляли Максимилиана Волошина), на летние и дипломные выставки студентов «Репы» и «Мухи». Это было вовсе не обязательно. Но когда (а это было всегда!) вместе с ним шло обсуждение, стыдно было стоять в стороне и быть «не в теме»…
    Спасибо Вам, дорогой Юрий Сергеевич, за такое страстное просветительство и расширение горизонтов и умов Ваших студентов!