Афиша Петрозаводска, Культура

Страсть и честь

Опера «Сельская честь» в Музыкальном театре Карелии

О премьере оперы «Сельская честь» в Музыкальном театре Карелии

Одна из жемчужин среди одноактных опер, «Сельская честь» Пьетро Масканьи, отныне украшает репертуар Музыкального театра. Режиссер-постановщик Линас Мариюс Зайкаускас и художник Маргарита Мисюкова перенесли действие спектакля из сицилийской деревни конца ХIX века в итальянский квартал Нью-Йорка ХХI века. Либретто, основанное на пьесе Джованни Верги, легко позволяет сделать подобный прыжок во времени.

 

Опера «Сельская честь» в Музыкальном театре Карелии

Сюжет, в отличие от хитросплетенных головоломок большинства шедевров оперной сцены, весьма прост. Туридду (Максим Аксенов) и Лола (Маргарита Чемдуж) любили друг друга, юноша ушел в армию, девушка его не дождалась и выскочила замуж. Вернувшись, он закрутил роман с другой, Сантуццей (Анастасия Аверина), хотел даже жениться. Но передумал, так как возобновил связь с Лолой. Сантуцца открыла правду мужу Лолы Альфио (Игорь Макаров), и тот убил Туридду на поединке. Режиссер добавил драматизма этой любовной катастрофе: Сантуцца в его спектакле ждет от Туридду ребенка. О нем впоследствии должна позаботиться Лючия (Елена Полиенко), мать Туридду.

Испепеляющие страсти раздирают героев оперы. И речь в ней идет не столько о любви и чести, сколько о предательстве. Лола предает сначала Туридду, потом мужа. Туридду предает Сантуццу и нерожденного ребенка. Сантуцца предает всех. Дважды – Туридду, первый раз проклиная, да еще и в праздник Пасхи, второй – раскрывая Альфио глаза на интрижку своего любовника с Лолой. Предает Лолу, понимая, что по законам сельской чести, женщине, опозорившей изменой себя и мужа, не стоит ждать ничего хорошего. Предает будущего ребенка, лишив отца, которого она совсем недавно горячо любила. Казалось бы, единственный герой, который может вызвать сочувствие, – обманутый муж, Альфио. Однако образ его уж слишком странен и страшен. Когда он становится убийцей, понятно, что Туридду не последний, кто падет от его руки.

Опера «Сельская честь» в Музыкальном театре Карелии

Альфио загадочен и инфернален. Режиссер и художник создали для исполнителя такой образ, от которого мороз подирает по коже. Облаченный в ядовито-желтый клоунский балахон, он появляется в жутковатой маске смерти, чей оскал зловещ и глумлив. Альфио-Смерть – участник спектакля в спектакле, который традиционно разыгрывают на празднике Пасхи католики с острова Сицилия. Он ключевая фигура в магическом действе «Танец дьяволов», символизирующем столкновение неба и ада, жизни и смерти, добра и зла. Печальная судьба этого героя предопределена. Конкретно на этом празднике Пасхи, что происходит в итальянском квартале Нью-Йорка, Смерть не потеряет силу и не будет уничтожена Ангелами, а наоборот, восторжествует.

Музыка в опере проста в самом лучшем и высоком понимании: мелодичные, легко ложащиеся на слух песни юга Италии послужили вдохновляющей основой для арий героев, а религиозные песнопения – для хоровых фрагментов. Поэтому не требуется специальных усилий для осмысления чувственной, легко запоминающейся музыки Масканьи. Дирижеру-постановщику Михаилу Синькевичу в содружестве с режиссером-постановщиком удается то, что всегда ожидается от оперы: единства воплощения музыкальной и драматической составляющих спектакля. Музыка в этой постановке неотделима от действия. Оркестр демонстрирует глубокое понимание замысла композитора, воли дирижера, намерений артистов.

Спектакль получился необычайно ярким. Он насыщен подробностями, деталями. В нем действует огромное количество персонажей. Трагедия главных героев погружена в мощный поток жизни. Народные сцены масштабны, подробны, разнообразны. Каждый участник массовки занят на сцене делом. Интересно следить за отдельными персонажами и группами. Дети играют, шалят, едят сладости, подворовывают у взрослых деньги. Дамы щебечут, следят за малышней и мужьями. Мужчины бурно общаются, шутят, выпивают. Периодически в этот людской водоворот вливаются то религиозное шествие облаченных в белые капюшоны, то сценка, разыгрывающаяся между ряжеными – Дьяволом, Смертью и Ангелами, а то и выяснение отношений между главными героями «на миру». Массовые сцены не являются фоновыми, это важная часть действия, которая полностью захватывает зрителей и во время симфонических фрагментов.

Помимо главных героев оперы, хор в этой постановке имеет первостепенное значение. Его мощное звучание – особенная заслуга певцов и результат серьезной работы хормейстера театра Александра Зорина. Эмоциональная вершина спектакля – молитва, исполняемая в середине действия, – полна силы, надежды и такого религиозного воодушевления, что создается впечатление тысячеголосого пения и отклика всего пространства театра. Объемное, сильное, чистое пение наполнено искренними чувствами, производит большое впечатление и расширяет локус зрительского внимания от частной истории нескольких лиц до выхода на более широкие обобщения.

Опера «Сельская честь» в Музыкальном театре Карелии

Художественное оформление спектакля заслуживает отдельного внимания. Костюмы помогают подчеркнуть характерные особенности образов героев. Обилие реквизита позволяет зрителю окунуться в атмосферу празднования Пасхи в католической традиции: фигуры святых, корзинки с дарами, цветы, стеклянный гроб господень, который преподнесет в конце оперы сюрприз-шок. Режиссер посредством трюка с гробом метафорично и эффектно подводит итог этой истории. Как и положено, в конце праздника Пасхи происходит Воскресение Господне. Все герои спектакля удалились. Вдруг крышка гроба отверзается, облаченный в белые одежды Христос выходит на авансцену, смотрит строго и печально в темноту зала, несколько раз кивает, прорывая четвертую стену и вступая в молчаливый диалог с залом. Смысл его послания прост и ясен: страсти ввергают людей в адскую пучину. Мир, где царит страсть, а не любовь, обречен на муки.

Фото Музыкального театра РК