К завершению сезона камерных концертов в Музыкальном театре Карелии
Камерные концерты дают возможность увидеть артистов с неожиданной стороны, способны выгодно подчеркнуть сильные стороны их таланта и помочь раскрыться в полной мере.
Камерные концерты представляют собой отдельную страницу в репертуаре Музыкального театра Карелии. Нынешний сезон был богат интересными и значимыми событиями.
Он открылся уникальным концертом «Северная музыка». Эпиграфом к нему стала строчка «финляндского Пушкина», поэта Рунеберга: «Какое же колдовство несет в себе Север?». Широкой публике более известно симфоническое творчество Сибелиуса и Грига. В концерте представилась возможность открыть для себя еще одну грань таланта этих выдающихся представителей романтизма. Со сцены звучали редко исполняемые романсы и песни. Некоторые из них до сей поры не переводились на русский язык. Подарком для зрителей стало исполнение нескольких произведений в переводах Юлии Генделевой.
Вокальное наследие композиторов огромно: около 100 произведений у Сибелиуса, порядка 150 – у Грига. Но даже в рамках относительно небольшого концерта исполнителям (Ольга Маслова, Евгения Гудкова, Анна Луканова, Вячеслав Хавренок, партия фортепиано – Наталья Настенко) удалось выразить своеобразие и чарующую красоту северной музыки. Словно напитанная дыханием свежего ветра, она полна лиризма, эмоции в ней обретают порою невероятную силу и глубину, мелодиям присущ национальный колорит.
Музыкальный театр проводит камерные концерты на двух площадках: в помещении Национальной библиотеки и на своей сцене. В библиотеке концерты приобретают характер светского вечера: центральный зал лучится ярким светом, рояль расположен в живописной ротонде, фолианты на книжных полках способствуют сосредоточенности. Торжественная обстановка создает приподнятое настроение.
Концерты в своем доме притягательны иной атмосферой. Уже сам факт нахождения зрителей на сцене формирует ощущение причастности к тайне. Театр доверяет своей публике быть там, где бьется его сердце. Два варианта расположения зрителей по отношению к залу — спиной и лицом — это два варианта камерности. Когда гости театра сидят лицом к большому, темному, загадочному пространству зала, полусферой покоящемуся за пределами сцены, это похоже на слушание музыки на краю вселенной. Когда зал за спиной, то обстановка интимности концерта усиливается, и это самым лучшим образом сказывается на восприятии программы. Именно так были представлены вокальные циклы Шумана.
«Любовь и жизнь женщины» (исполнитель Ольга Маслова) и «Любовь поэта» (исполнитель Чингиз Кадыров) относятся к наивысшим достижениям вокально-драматического жанра. Будучи сам поэтом, Шуман стремился в музыке раскрыть эмоциональную глубину и тонкий психологизм поэтических созданий. Поэтому спрятаться за внешней красотой вокальной партии здесь невозможно. Без понимания и проживания материала не продвинуться к постижению и воплощению этих шедевров. Кроме того, как нигде в этих произведениях важна роль фортепианной партии. То, что подчас не выразить мелодией и словами, берет на себя аккомпанемент. Ничуть не умаляя достоинств певцов, глубоко понявших и абсолютно индивидуально интерпретировавших поэтические образы и нюансы вокальных партий, хочется отметить великолепное исполнение музыки Шумана пианистом Александром Онькиным. Он достигает именно того, что было задумано композитором: задача фортепиано – не просто инструментальное сопровождение певца. Оно имеет равноценный, иногда превосходящий по значимости голос, звучащий выразительно, изысканно, совершенно.
Простая идея — собрать в концерте романсы, посвященные цветам, воплощена солисткой театра Ольгой Масловой и концертмейстером Еленой Леонтьевой с изяществом и бесконечной любовью к выбранным произведениям. Программа «Расскажите вы мне, цветы мои» – это история жизни женщины, в которой есть место и легкому увлечению, и кокетству, и большой любви — как взаимной, так и неразделенной, и разочарованию, и глубокому горю. Певица преподносит публике прочувствованное, изумительно чистое восприятие романсов.
Концерты «Гори, гори, моя звезда» и «Этот веер черный» (партия фортепиано – Мария Зайцева) – вечера хитов из мира романса. Большинство из них на слуху, любимы и узнаваемы. Поэтому на таких программах всегда царит очень теплая, домашняя атмосфера. Именно на подобных вечерах зрители имеют возможность встретиться с одной из любимейших и давно работающих в театре певиц — Ниной Болдыревой. Мастерство исполнения и свобода существования в жанре романса, а также многолетний сценический опыт делают ее исполнение незабываемым.
Камерные концерты дают возможность увидеть артистов с неожиданной стороны. Малые формы способны выгодно подчеркнуть сильные стороны их таланта и помочь раскрыться в полной мере. Также необходимо упомянуть о просветительских задачах, успешно решаемых театром. Например, французская камерная музыка нечасто звучит в концертных залах. Поэтому исполнение Андреем Блаховским романсов Сен-Санса, Форе, Пуленка, Оливьери в концерте «Нас пленившая любовь» удачно дополнили программу включающую произведения Глинки, Чайковского, Рахманинова.
Оперный репертуар Музыкального театра разнообразен. Камерные вечера — неотъемлемая часть его афиши. Большая работа, которую ведет творческий коллектив и непосредственные организаторы концертов Юлия Генделева и Наталья Зыкова, генерируя и воплощая в жизнь интересные идеи, удовлетворяющие разнообразные запросы публики, вызывает уважение и обещает как необычные, так и ожидаемые концерты в новом сезоне.
Фото предоставлены Музыкальным театром РК и Национальной библиотекой РК