Культура, Русский Север

Ларс Петтерссон и Кижский погост

Ларс Петерссон
Ларс Петтерссон

100 лет исполняется 12 августа финскому исследователю Ларсу Петтерссону (1918 — 1993), автору монографии «Церковная деревянная архитектура Заонежья», в которой впервые все культовые здания Заонежья были описаны, классифицированы, определены этапы их строительства.

24-летний младший лейтенант, магистр истории искусств Ларс Петтерссон прибыл в Заонежье в 1942 году.

 

Во время Второй мировой войны, в 1942 – 1944 годах, он вместе с художником и скульптором О. Хелениусом провел тщательную инвентаризацию деревянных церквей и часовен той части Карелии, которая была занята тогда финской армией. Им удалось обмерить и сфотографировать все существовавшие на территории Заонежского полуострова храмы. Исследователи выполнили более двух тысяч фотографий, сотни чертежей, составлены подробные описания памятников, иногда и с выписками из сохранившихся на своих местах церковных архивов.

На рубеже 1990-х годов фонды музея «Кижи» пополнились материалами, полученными в дар от Ларса Петтерссона.  Репродукции фотографий включают вид с юга на Кижский погост, детали Преображенской церкви: конструкция «неба», боковой вход в собственно церковное помещение, центральный вход в собственно церковное помещение, боковой вход в церковь, крыльцо, поток крыльца, врубка конструкций бочки, фрагмент сруба.

Кижский погост в годы оккупации
Кижский погост в годы оккупации

Благодаря работе, проведенной финскими учеными, был сохранен облик, зафиксированный на фотографиях и чертежах, многих ныне утраченных памятников архитектуры Заонежского полуострова. Ими было обмерено и сфотографировано 242 церкви и часовни, из которых сохранились теперь всего 32.

 

Историк, многолетний сотрудник музея-заповедника «Кижи» Борис Гущин писал об  охране памятников культуры оккупационными властями следующее:

«В первое время со стороны финских оккупантов проявлялось полное пренебрежение к святым вражеским реликвиям. Они занимались грабежами церковного имущества, наполняя иконами, как ценными сувенирами, свои солдатские рюкзаки и отправляя их в Финляндию, где ими начали даже торговать.

Они, «…ненавидя все русское и, в частности, церковную символику “рюссей”, считали, что… изъятие икон тоже относится к освобождению Карелии».

Однако в 1942 году  Ларс Петтерссон  получил задание от правительства организовать в Карелии «…заботливую охрану церковных атрибутов и зданий…», чтобы «…показать всему миру, что свобода вероисповедания, которую финны представляют… есть прямая противоположность большевистскому времени… и что забота о православии зачтется… как заслуга».

На территорию Заонежья в октябре 1942 года прибыли ученые: архитекторы, искусствоведы, этнографы, фольклористы, антропологи и художники с целью изучения местной культуры.

Среди них был 24-летний Ларс Петтерссон, магистр истории искусств, младший лейтенант, уделивший в своих исследованиях особое место церкви Преображения Господня. Им была составлена «Историческая реконструкция Преображенской церкви», зафиксированы схемы иконостасов кижских церквей.

Ларс Петтерссон, доктор Бертил Хинцен и магистр Пентти Хяркенен сделали подробное описание многочисленных икон, определили стоимость каждой. Кроме того, в задачу Ларса Петтерссона входила также их эвакуация в Финляндию с целью сохранения. После окончания военных действий все иконы предполагалось возвратить на прежнее место.

В 1943 году, когда активизировалось партизанское движение в Карелии и финны узнали, что якобы «партизаны получили приказ сжечь Кижи», иконостас Преображенской церкви был разобран и перевезен в часовню соседней с Кижами деревни Кургеницы. Торжественный, великолепный иконостас, самый лучший и большой на северо-западе России, превратился в золоченую раму с пустыми проемами вместо древних икон. Вскоре, летом 1943 года, иконы из кижских и других храмов Заонежья финны погрузили на пароход «Медвежьегорск», чтобы вывести эти ценности в Финляндию.

В январе 1944 года в Художественной галерее в Хельсинки вывезенные из Заонежья наиболее ценные иконы, большая часть которых принадлежала кижским церквям, были представлены на выставке. Особо ценные иконы специально для этой выставки отреставрировал финский художник Ханнес Малисто. К выставке был издан каталог Ларса Петтерссона «Охрана памятников культуры в годы войны. Иконы Восточной Карелии».

В связи с капитуляцией Финляндии и выходом ее из военных действий, правительство Советского Союза потребовало возврата в Карелию всех вывезенных икон. Осенью 1944 года вывезенные финнами иконы были возвращены.

После войны Ларс Петтерссон защитил диссертацию «Культовая архитектура Заонежья», основанную на материале, собранном им в 1942–1944 годах. На основе диссертации в Хельсинки в 1950 году была издана монография, в которой впервые все культовые здания Заонежья были описаны, классифицированы, определены этапы их строительства.

Ларс Петтерссон разработал подробную типологическую схему конструкций, архитектурных деталей, плотницких инструментов и материалов. Монография сохраняет свою ценность и в настоящее время».

 

Борис Гущин вспоминает о встрече с Ларсом Петтерссоном в 1989 году на вилле в окрестностях Хельсинки. Петтерссон рассказал, что сам собирался в 1944 году возвратить иконы в Карелию, но его отговорили: мол, товарищ Сталин его посадит. Петтерссон не рискнул покинуть территорию Финляндии.

Трогательный эпизод с той встречи с Петтерссоном запомнился Борису Гущину:

«…когда хозяин некоторое время отсутствовал, его жена сказала, что покажет нам самое дорогое, что есть у ее мужа. Она провела нас в его спальню и показала стоящую на туалетном столике фотографию военных лет: лейтенант Петтерссон на фоне Кижского погоста».

 

Источники информации: kizhi.karelia.ru,  www.proza.ru, соб.инф.

Фото музея-заповедника «Кижи»