27 марта исполняется 60 лет со дня премьеры первого национального карельского балета «Сампо»
Масштаб этой постановки позволяет говорить о ней как о вершине, никем не превзойденной. «Сампо» шел на сцене Музыкального театра Карелии более сорока лет.
Его сценическая жизнь длилась до 2002 года. 27 октября 2001 года на сцене Музыкального театра прошел последний спектакль, посвященный памяти заслуженного артиста Карелии Владимира Мельникова, незабываемого Илмаринена, ушедшего из жизни в июне того же года.
Каждый спектакль, так же, как и человек, имеет свои сроки жизни: рождается, плодотворно живет, стареет и в конце концов умирает. Но остается в памяти тех, кто его видел, кто создавал и кто на протяжении многих лет участвовал в нем. Я одна из последних.
Чем дальше мы отдаляемся от того времени, когда «Сампо» жил на сцене, радовал зрителей гармоничным сочетанием музыки, хореографии, сценического оформления, всем тем, что балет делает балетом, тем понятнее становится то высокое место, которое занимает этот спектакль в истории карельского искусства.
Масштаб этой постановки позволяет сейчас говорить о ней как о вершине, никем не превзойденной. Были в истории карельского балета интересные, яркие, новаторские спектакли, по тем или иным причинам не задерживающиеся в репертуаре, «Сампо» же шел на сцене театра более сорока лет. И если бы не политические, экономические и другие потрясения, выпавшие на долю нашей страны под конец века, «Сампо», уверена в этом, не сошел бы со сцены до сих пор.
Начиналось все в далеком 1958 году, когда Сергей Петрович Звездин, первый директор Музыкального театра Карелии, задумал поставить балет на тему эпоса «Калевала». Для этого нужны были прежде всего композитор, балетмейстер и артисты, способные воплотить эту идею на сцене, а их на тот момент еще не было.
В то время существовала традиция показа в Москве искусства национальных республик. Раз в пять лет проходила декада литературы и искусства Карельской АССР (так называлась Карелия). Готовились к ней долго и тщательно.
Для декады 1959 года Звездин предложил московскому балетмейстеру, недавнему выпускнику ГИТИСа Игорю Смирнову поставить балет на тему «Калевалы». Эпос настолько увлек хореографа, что он тотчас начал работать над либретто и композиционным планом. Решено было взять сюжет, связанный с похищением чудо-мельницы Сампо хозяйкой Похъелы – Лоухи. Избранный сюжетный стержень давал широкие возможности для музыкальной и хореографической драматургии балетного спектакля.
Музыку «Сампо» начал писать замечательный карельский композитор Гельмер Синисало. Сейчас, по прошествии времени, его балетные партитуры можно смело ставить в один ряд с балетами Чайковского. Самобытная, мелодичная и эмоциональная – эти слова все равно не могут выразить чувств, возникающих при восприятии музыки «Сампо». При всей ее симфоничности, она необыкновенно легко ложится на танец, под эту музыку легко танцевать.
Когда определились с композитором и балетмейстером, нужно было искать артистов высокого профессионального уровня, способных создать балет, достойный именоваться первым национальным. В балетной труппе было несколько солистов, среди которых, конечно же, выделялась Светлана Степанова, станцевавшая к этому времени уже несколько ведущих партий. Но «Калевала» — произведение с огромным количеством действующих лиц, нужно было довести численность труппы хотя бы до сорока человек.
Весной 1957 года на смотре хореографических училищ в Москве, Сергей Петрович увидел в одном из концертов прекрасную юную пару из Перми, очень хорошо обученную и вдохновенно танцующую. После их выступления он сразу же за кулисами договорился с ними, что после окончания учебы они приедут работать в Петрозаводск. И с начала сезона 1958-1959 года выпускники Пермского хореографического училища Светлана Губина-Сидорова и Юрий Сидоров стали солистами балетной труппы Музыкально-драматического театра Карелии.
К сезону 1958-1959 года балетная труппа театра пополнилась выпускниками хореографических училищ. Из Перми, кроме Губиной и Сидорова, приехал почти весь выпуск того года: Р. Шишова, Н. Катугин, Л. Дружинина, Г. и В. Кетовы, В. Корнеев. Из училища Большого театра – В. Решетникова, Г. Пузенкова (Кириенко), Э. Козявина, Т. Булычева, О. Егоров, В. Иващенко, из училища имени Вагановой – Е. Юрченко (Павлова), И. Кузьмина, Е. Перфильева, Б. Кириенко, А. Минц. Молодые артисты недостаток сценического опыта с лихвой окупали энтузиазмом и творческим пылом. А общая цель — создать первый национальный балет — придавала этому процессу исторический масштаб.
«Сампо» — балет национальный, помимо хореографии, окрашенной фольклорным колоритом, самобытность ему придают еще и народные танцы, органично вплетенные в действие. Заслуга в этом принадлежит замечательному балетмейстеру, основоположнику карельской сценической хореографии Василию Кононову, он был приглашен постановщиком балета как консультант по фольклору. На основе его сочинений Смирнов и поставил все народные танцы в балете.
Когда на репетициях Василий Иванович показывал элементы карельского танца, каждый его взгляд, каждый жест и поворот головы имел свое неповторимое значение и смысл. Он не только показывал, но и рассказывал, откуда берет начало то или иное движение, в каком районе Карелии танцуют те или иные танцы. И хотя «Сампо» поставлен на классической основе, весь хореографический текст пронизан элементами карельского народного танца.
Единомышленником Смирнова в работе над «Сампо» был Андрей Шелковников, очень интересный художник, тогда еще совсем молодой, впоследствии много сделавший для театрального искусства Карелии. Его эпические декорации и яркие костюмы наполняли сцену неповторимым национальным колоритом и в большой степени способствовали успешной жизни балета.
Очень активным участником процесса рождения нового балета, разделившим все его радости и горести стал опытный музыкант, легендарный Исай Шерман, который ещё в 1940 году в Ленинграде дирижировал премьерой «Ромео и Джульетты» Прокофьева с великой Галиной Улановой. Он тонко чувствовал специфику балетного дирижирования, дышал с артистами единым дыханием, помогал им эмоционально наполненным, сильным звуком своего оркестра. Культура исполнения музыки балета была высочайшей. Вся партитура была всегда у него в голове. Высокую оценку дал дирижеру Арам Хачатурян на спектаклях декады: «Особенности авторской партитуры отлично поняты дирижером И. Шерманом. Было очень приятно видеть вновь за пультом этого талантливого мастера, много лет проработавшего в оперных театрах страны».
Работа над постановкой «Сампо» длилась полгода. К 23 марта 1959 года балет вышел на финишную прямую, были готовы все декорации и костюмы и начались генеральные репетиции на сцене. 27 марта 1959 года состоялась долгожданная премьера «Сампо». Из полного аншлага — 768 мест — было продано 684 билета на 7693 рубля, 84 места заняли приглашённые гости. Нужно пояснить, откуда известны эти факты. Сергей Петрович Звездин передал мне свой архив, где записывал каждый спектакль, идущий на стационаре и на гастролях. Гигантский труд, который выполнил Звездин, оказал огромную помощь в осмыслении становления и развития балетной труппы Музыкального театра Карелии.
Своим появлением на театральной сцене «Сампо» начал славную историю балета Карелии, продолжающуюся до нашего времени. За прошедшие 60 лет было поставлено множество балетов в разных стилях, разными балетмейстерами, но «Сампо» до сих пор остается символом Карельского балета.
Сейчас в репертуаре Музыкального театра нет «Сампо». Видимо, не пришло еще время для восстановления этого шедевра национальной культуры.