В Национальном театре Карелии поставили «Сказку о Попе и о работнике его Балде» – да так, что трижды получили премию за лучший актерский ансамбль. Это и в самом деле #Пушкиндвиж – такой хештег используется в спектакле.
Время ничего не меняет, пушкинские произведения живы по сей день, иногда совершенно по-новому — как, например, «Сказка о Попе и о работнике его Балде», написанная 189 лет назад.
Мы все со школьных лет знаем, что Пушкин был новатором в области литературного языка: отошел от высокопарности, свободно использовал в текстах фольклорные и просторечные выражения, что шокировало многих его современников.
Сказка — тот жанр, где экспериментировать естественно. Вот и в Национальном театре Карелии поставили «Сказку о Попе и о работнике его Балде» так, что трижды в разных конкурсах — фестивали «Арлекин», «Лифт» и «Онежская маска» — получили премии за лучший актерский ансамбль. Это и в самом деле #Пушкиндвиж – такой хештег используется в этой постановке.
Спектакль начинается с квеста, популярной у молодежи приключенческой игры. Голова работает: надо ответить на вопросы, когда родился Пушкин? когда окончил лицей? какие сказки Пушкина вы помните? И пошло-поехало! Весело, задорно, а главное необычно!
Став в 2017-м лауреатами Всероссийского фестиваля театрального искусства «Арлекин» за спектакль «Сын-Медведь» в четырех номинациях, режиссер Национального театра Карелии Вячеслав Поляков и труппа получили средства на новую постановку.
Вячеслав Поляков взялся за пушкинскую сказку неспроста.
– В нашем театре «Сказку о Попе и о работнике его Балде» ставил когда-то Леонид Владимиров, — рассказывает Вячеслав Поляков. — Я был тогда под впечатлением, как лихо и с каким куражом они ее разыгрывают. И глаз у меня на нее пал давно. Обычно мы с художником Егором Кукушкиным любим спектакль выварить, как следует. Но тут времени было немного. Команду взяли в основном молодежную: Глеб Германов, Андрей Шошкин, Лада Гладкобородова, Анастасия Айтман, Ксения Ширякина и опытная артистка Ольга Портретова. Все артисты музыкальные, это было необходимо, у всех за плечами музыкальная школа. Хотелось поменять школьные стереотипы в восприятии Пушкина, поэтому за основу взяли манеру выступлений американского ансамбля Stomp. Они играют на бочках, метлах, мячах, стульях. Мы используем в постановке работу с разными предметами, живой звук – для нас это принципиально. Шли от формы: сначала планировали устроить действие на свалке или в автосервисе, но потом определились – всё происходит на заводе. Мы хотели школьников увлечь Пушкиным, показать, что он не скучный, что и сейчас интересен. Спектакль рассчитан на школьников, многие из которых, чего греха таить, не очень-то любят читать.
Во время спектакля я тайком наблюдала за зрителями. Ведь, как утверждал классик, «без публики пьеса просто не существует». Если публика, один из важных актеров в пьесе, не желает исполнять свою роль, вся пьеса разваливается. Любопытно, что зрители в возрасте, пришедшие с детьми на спектакль, сначала пребывали в недоумении, посматривали настороженно. Ребятня же с первых мгновений стала участниками квеста. Реакция была активная и живая. Этому способствовало и то, что между зрителями и площадкой не было барьера: спектакль шел на сцене, тут же сидели зрители.
О том, как создавался спектакль, рассказал художник Егор Кукушкин, создавший вместе с Вячеславом Поляковым шесть спектаклей:
– У нас идеи иногда приходят ночью, тогда сразу звоним друг другу. Вместе ездили в магазин бочки смотреть. Проверяли, как они звучат, ведь на них в спектакле играют действующие лица. У Славы было четкое понимание, что надо, на какую публику будет рассчитано. Он удивительный режиссер! У него много предложений из российских театров, особенно после «Арлекина», три группы студентов, он блестящий артист.
– А вообще мы работаем командой! – вклинивается в разговор Вячеслав Поляков, который стоит уже почти в дверях. Всё его время расписано по минутам, ждет очередная репетиция. – Спектакль рождается совместно. Ксения Ширякина занималась вокалом, Ольга Портретова занималась речью, выстраивала мелодический рисунок, свет выстраивал Алексей Воронин. Например, бочку-контрабас для спектакля придумал и сделал наш столяр Игорь Тихонов, хотя первоначально в планах ее не было. В конце спектакля звучат призывы в форме репа: «Пушкин – это хорошо! Достоевский – хорошо!» и так далее. Реп – это язык молодежи, он тут уместен. Мы упоминаем имена и других современных авторов. Современных, потому что классика бессмертна и современна.
Творческая труппа Национального театра Карелии находится в отличной форме. Молодой актер Глеб Германов, получивший свою первую «Онежскую маску» за роль Балды, играет в театре два года.
– Самым сложным для всех нас было, пожалуй, чётко донести историю до зрителя, – рассказывает Глеб. – Кажется, это получилось. Мы получали огромное удовольствие от репетиционного процесса. Всё делали с большой любовью! У Славы по-другому и никак: он обладает необыкновенной энергией добра и сплочения! По поводу акробатических трюков… Это просто-напросто дело времени. Можно овладеть всем, чем угодно, лишь бы было желание! А время тогда уж точно найдётся. И потом всему этому учат в театральном институте: жонглированию, основам акробатики, всяким кувыркам. А так как мы сравнительно недавно окончили вуз, всё это ещё помнится.
Не удержалась и спросила у Глеба Германова, что он любит у Пушкина.
– Не знаю, что выделить… Люблю и сказки, и прозу, и лирику, и «Маленькие трагедии». Вообще люблю Пушкина. Как его можно не любить?
Хочу обратить внимание читателей на программку к спектаклю в виде компьютерной страницы, с любовью созданную художником Егором Кукушкиным. В ней столько милых нюансов, посвященных Пушкину. В частности цифры 17.99. Или знак 37%. Помните, что значат эти цифры?
Фото Ирины Ларионовой