Каждый раз, когда афиша Международного фестиваля искусств «Белые ночи Карелии» сообщает об очередном концерте группы одаренных детей из Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, мы знаем, что это будет замечательным, удивляющим событием. И еще открытием новых имен.
На протяжении всей многолетней жизни фестиваля благодаря его создателю и художественному руководителю Виктору Горину некоторые солисты и группы, приглашавшиеся в Карелию, с удовольствием приезжали потом еще. Среди них солист Мариинского театра великолепный бас Виктор Черноморцев, квартет имени Бородина, солистка Большого театра Маквала Касрашвили, конечно, золотой виолончелист Сергей Антонов, выдающийся дирижер Саулюс Сондецкис, светлая память о котором навсегда останется в сердцах музыкантов и карельских приверженцев фестиваля. И все это потому, что о нашем фестивале идет добрая слава.
Неизменную верность «Белым ночам Карелии» сохраняет и незаурядный педагог ЦМШ по классу виолончели Мария Юрьевна Журавлева, которая из раза в раз не устает собирать группу талантливых детей и привозить их в Петрозаводск. Основу этих детских десантов всегда составляли учащиеся ЦМШ, но иногда к ним присоединялись дети из других музыкальных школ Москвы.
В этом году группу представляли только воспитанники ЦМШ. Среди них — ставший нашим любимцем ученик Марии Юрьевны Данила Владыко, посетивший фестиваль в шестой раз. В третий раз на наши концертные подмостки нынче вышел совсем юный скрипач Илья Куров, во второй — скрипачки Далила Азимова и Валерия Илюшина. Впервые в фестивале участвовали виолончелистка Тамара Слуцкер и пианист Даниил Немов. Все скрипачи занимаются в классе Т.А. Полозовой, Даниил Немов – в классе Н.В. Труль.
Все без исключения дети, начиная с девятилетнего Ильи Курова настолько одарены от природы и основательно подготовлены, что, если бы мы слушали их за занавесом, не зная возраста музыканта, могли бы принять за уже состоявшегося исполнителя. Человек, не связанный с музыкой, даже представить не может, сколько творческой энергии, нервных затрат, наконец времени вкладывает преподаватель в процесс становления каждого начинающего заниматься музыкой ребенка в будущего профессионала, даже если он в итоге не выходит в лидеры.
Программа концерта была составлена так, что каждый выступающий проявил свои исполнительские возможности как солист и как участник ансамбля. Благодаря этому непосвященным в профессию становится понятно, что в детях развивается и вкус к совместному музицированию, когда каждый прислушивается к партнеру, понимая, что только вместе можно создать то необычное и неповторимое, что в высоком смысле мы называем гармонией.
В исполнении первых двух частей Сонаты Георга Фридриха Генделя h-moll соединились дети c cущественным возрастным разрывом – Илья Куров и Валерия Илюшина, что придало исполнительскому итогу определенную интригу. При этом каждый из них прекрасно показал себя в сольных выступлениях: Илья в «Прелюдии и Аллегро» Фрица Крейслера, Валерия блестяще раскрылась в труднейших «Цыганских напевах» Пабло Сарасате, продемонстрировав и образное богатство произведения и безупречное исполнение всех скрипичных тонкостей.
Данилу Владыко мы знаем давно и знаем, на что он способен, а потому ждем от него новых исполнительских откровений. Так и случилось. Соло он сыграл Pezzo capriccioso (pezzo – по-итальянски пьеса) П.И. Чайковского, сыграл вдохновенно, с пониманием глубокого лиризма настроения пьесы при всей внешней каприччиозности. Эта миниатюра нередко исполняется в программах конкурса Чайковского. И Данила наверняка со временем придет к участию в нем.
Но не менее значительно и с прекрасным чувством партнерства Данила Владыко показал свое умение понять, наверное, даже эмоционально заразить участников ансамбля. Все это мы почувствовали в удивительном по воплощению исполнении Данилы Владыко с Тамарой Слуцкер «Серенады» для двух виолончелей, опус 62 итальянца Альфредо Пиатти. Как оказалось, для Тамары это было первое публичное выступление. Но, видимо, творческий альянс с Данилой снял все страхи, настолько это было по-настоящему победительно.
Очень порадовала своим творческим взрослением скрипачка Далила Азимова. Впервые она приезжала к нам в 2016 году и уже тогда было ясно, что эта юная скрипачка обладает большим запасом потенциальных возможностей. Это подтвердило и ее нынешнее исполнение Концерта № 3 Моцарта (Рондо) и особенно виртуознейшей пьесы Мориса Равеля «Цыганка».
Открытием для петрозаводских слушателей, уже привыкших к общему неординарно высокому исполнительскому уровню этих чудо-детей, стал пианист Даниил Немов, воспитанник широко известной концертирующей пианистки, профессора Московской консерватории Натальи Трулль. В свои 17 лет этот юноша, в общем отнюдь не атлетического физического сложения, поражает не просто виртуозностью — этим в наше время уже трудно удивить, но необыкновенной внутренней энергией, которая отличает его игру. Исполненная им труднейшая «Фантазия на две темы из оперы Моцарта “Свадьба Фигаро”» Ференца Листа просто потрясла собравшихся в Большом концертном зале Петрозаводской консерватории. Однако возможности Даниила этим не ограничиваются, он с легкостью исполняет концертмейстерские обязанности и является участником ансамбля.
Завершением концерта стало одночастное «Элегическое трио» для скрипки, виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова, исполненное Валерией Илюшиной, Данилой Владыко и Даниилом Немовым. Удивительно, что дети, скорее всего еще не осмыслившие явление смерти как таковое, сумели понять и передать слушателям всю глубину этого лирико-трагического сочинения.
Трудно что-либо добавить к сказанному, уста просто немеют в таких случаях. Остается только выразить огромную благодарность всем этим безмерно талантливым детям и, конечно, их педагогам: Марии Юрьевне Журавлевой, Т.А. Полозовой (все скрипачи ее воспитанники), Н.В. Трулль и М.У. Гордеевой, преподавателю класса камерного ансамбля. Разумеется, и многолетнему концертмейстеру Надежде Болотовой.
В организации нынешнего приезда группы «Юных дарований России» на фестиваль «Белые ночи Карелии» очень помог Константин Сергеевич Куров, директор музыкального фестиваля «Зимние грёзы». Ему особая благодарность.
Хочется выразить надежду, что подобные десанты будут иметь место и в будущем, ибо музыкальное будущее в их руках.
Фото Натальи Мешковой