Выставка, открытая в Художественной галерее «Дом куклы» Татьяны Калининой, носит прозаическое и сухое название – «Другая графика». И какой же контраст с ним составляют не только восторженные, но и удивленные отклики посетителей в Книге отзывов, в первую очередь гостей Петрозаводска.
И не случайно. Известный в Карелии и России художник показывает на этот раз работы, выполненные в неизвестной и незнакомой большинству технике – гравюра на бересте с цветной росписью. Технике, разработанной самим художником, над чем он трудился около 20 лет — ранние работы на выставке относятся к 2008 году.
Специалисты назвали эту технику «Современность, основанная на традициях». Традиций я нашла много: лубок, русская иконопись, мотивы, напоминающее цветные витражи старинных соборов Западной Европы, красочные гравюры, украшавшие древние фолианты. И вся диковинная смесь, секрет которой художник хранит, удивительным образом прижилась и расцвела на русской бересте. Как написала одна из посетительниц в книге отзывов, все работы «наполнены цветом, светом и теплом бересты».
В одной из публикаций о работах В. Зорина я нашла даже утверждение, что он «обессмертил скалбу». Пришлось поискать в словарях, что же такое скалба. Оказалось, это название родилось на Псковщине. В словаре Брокгауза и Эфрона нашла, что скалба — все та же береста, но особая – верхний слой бересты. Снимать его с берез нужно в особое время года, иначе потом береста свернется в рулон, высохнет, и ее можно использовать лишь для растопки печей, а не для тиснения, изготовления туесов, коробов или создания гравюр.
Казалось бы, береста — самый хрупкий материал для творчества, а значит мало пригодный. Хотя отнюдь, если вспомнить берестяные грамоты XI-XV веков, найденные во время раскопок в Великом Новгороде в ХХ веке и хорошо сохранившиеся до нашего времени. Впрочем, если материал и долговечный, то очень капризный: неосторожный прокол, неправильно нанесенная линия, и «холст» можно отправлять по прямому назначению — в печку. Ничего стереть, исправить нельзя. Одним словом, подготовка основы для произведения требует не меньше времени и мастерства, чем создание самого произведения.
Зато потом на этих «холстах» можно писать всё: пейзажи, портреты, миниатюры, жанровые зарисовки, даже иконы. Интересно, что на портретах лица очень стилизованы, мало выразительны — стиль художника Владимира Зорина или особенности материала?
Сравним хотя бы два портрета – Моцарта и Императора. Время, в которое жили эти люди, создают… детали, окружение, прописанное с удивительной тонкостью и знанием эпохи — эти детали заставляют говорить о ювелирной работе. И в портрете Императора тогда сразу узнаешь Петра I, а в Моцарте – великого музыканта.
После первой пробежки по экспозиции в стремлении все схватить, зафиксировать, лично у меня возникло желание спрятать фотоаппарат и просто еще раз пройти по выставке, постоять у каждой работы, вглядеться в каждую деталь. И понять: здесь не просто оригинальные техника и материал, за этим виден талантливый художник.
Обычно художники создают книжные иллюстрации уже к написанным произведениям. Но вот цикл миниатюр, выполненных в технике русского лубка («Солдат» и «Охотник»), а значит с тонким юмором, народным колоритом — можно сказать, готовые книжные иллюстрации. Кто бы только взялся написать сказку или быль, в стихах или в прозе…
С работами Владимира Зорина, выполненными в технике гравюры на бересте с цветной росписью, петрозаводчане знакомы, часть этих работ выставлялась на юбилейной выставке художника в Музее изобразительных искусств в 2017 году. Новая выставка более подробно и очень выразительно представляет эту сторону творчества Зорина. Хотя… Своих секретов он и здесь не открывает. Так что его берестяная сказка – это издание не тиражированное, в одном экземпляре.
И еще одна цитата из книги отзывов: «О, если б взять нам понемножку хоть толику той доброты — от песен, сказок, старины, богаче жить бы мы могли…».
Выставка открыта до 21 сентября.
Фото Валентины Чаженгиной и Ирины Ларионовой