Вечные вопросы в музыкальном спектакле Deus ex machine
В Большом зале Петрозаводской консерватории состоялся концерт Deus ex machine в исполнении камерного Kairos Orchestra и солистов под управлением Игоря Гарюшина.
Многие с нетерпением ждали этого вечера, ведь вопросы, поставленные под афишей, не раз волновали любого мыслящего человека. А формат вечера создавал интригу и обещал стать особым среди многих концертов, которые проходят в консерватории. «Человек, созданный по образу и подобию творца – кто он? Когда он осознал свое творческое начало, что сподвигло его выражать свою жизнь, свои идеи в искусстве?..». Над этими и другими вопросами размышляли сценарист Сергей Никитин и главные герои этого музыкального спектакля, а вместе с ними, несомненно, зрители.
В программке обозначили, что концерт будет идти без перерывов между частями и аплодировать можно после окончания, что настраивало зрителей на цельное восприятие. Само название концерта отсылает нас к театральному представлению: Deus ex machine переводится с латыни как «Бог из машины». В античном театре это выражение обозначало бога, появляющегося в развязке спектакля при помощи специальных механизмов и решающего проблемы героев.
Ведущей у концерта не было, но благодаря тексту в программке была понятна структура и замысел представления: переплетение разных эпох и стилей.
Все начинается таинственно и в полумраке: на сцену медленно выходят музыканты с древними обертоновыми инструментами, «звуки возникают из тишины…». Образуется подобие ритуального пространства, всегда связанного с мистицизмом, и в недрах его зарождается музыка. Постепенно каждый участник переходит к своему инструменту. Дирижёр дает знак, и все сходятся в гармоничную тонику.
За прологом следует первое действие – «праздник, торжество совместного творчества с единомышленниками…». Звучат первые две части концерта ре мажор для альта с оркестром Карла Стамица – немецкого композитора и скрипача, крупного представителя мангеймской школы. Так из доисторической эпохи мы попадаем в век восемнадцатый. Концерт звучит радостно, живо, но после второй части прерывается, солистка – Маргарита Чернова медленно уходит, и наступает следующий акт.
Второй акт – этап сомнения и поиски ответов на вечные вопросы. Стремительно начался Concerto grosso №3 Альфреда Шнитке. Первая и вторая скрипки – Пётр Воронов и Людмила Самохина – вступают в диалог, спорят. «Сколько людей – столько мнений. Кто прав? Что вообще истинно?..». Подобными вопросами задавалось человечество на протяжении многих веков. В поисках истины, музыканты обращаются и к прошедшим эпохам. Это возможно с помощью такого феномена художественной культуры XX столетия, как полистилистика, одним из создателей которого является А. Шнитке.
В третьем акте возобновляется прерванный концерт К. Стамица. Вновь звучит вторая часть, но уже опустошенно, механистично. «Зачем вообще нужен какой-то Бог?.. Пусть машина скажет, как будет проще. Скажет, как будет. Скажет?» Третья часть Rondo проходит оживленно, но в последнем рефрене вместо солиста неожиданно зазвучал… компьютер. Оркестр пытается доиграть рефрен, но постепенно каждый музыкант опускает инструмент. Зал снова погрузился в сумрак, и воцарилась тишина.
Завершился концерт совершенно поразительным эпилогом. Прозвучала «Поэма атомов» Армана Амара в исполнении вокалистки из Сирии Гуфран Зейно. Амар – современный французский композитор марокканского происхождения, «человек мира, с детства впитавший в себя микс африканской, азиатской и европейской музыкальных культур», как пишут о нем. В этом сочинении композитор использовал отрывок из одноименного стихотворения Дж. Руми – выдающегося персидского поэта XIII века.
Гуфран Зейно – носительница арабского языка. Ее удивительный тембр голоса, сплав текста и музыки произвели невероятный эффект, и какое-то время после окончания программы зал сидел в немом оцепенении, боясь нарушить тишину.
Концерт завершился бурными аплодисментами. Отрадно было видеть, что в зале, помимо молодежи, присутствуют люди старшего возраста, семьи с детьми. Этот вечер дал возможность приостановить стремительный бег времени, вновь задаться вечными вопросами и попытаться найти на них ответ.
Алина Лабутина, студентка IV курса Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова
Фото автора