Культура

Алексей Лесонен: «Мы готовы к сотрудничеству с наследницей Юрия Линника»

Квартира-музей Юрия Линника в 2015 году. Фото Дмитрия Москина
Квартира-музей Юрия Линника в 2015 году. Фото Дмитрия Москина

Министр культуры Карелии Алексей Лесонен высказался о судьбе коллекции Юрия Линника, о которой написала в нашем журнале Яна Жемойтелите.

В своем аккаунте в соцсетях министр написал:

«Публикация в интернет-журнале «Лицей» Яны Жемойтелите «Простите мой французский» подняла непростую тему судьбы коллекции Юрия Линника. С ухода Юрия Владимировича прошло уже полтора года. О том, что он имеет огромную, годами собиравшуюся коллекцию, в которую входят ценные картины (в том числе художников-космистов группы «Амаравелла», графика Тамары Юфа) и другие предметы, было хорошо известно.

Еще при жизни писателя была сделана попытка оценить коллекцию, точнее ее часть, – в Музее изобразительных искусств Карелии с участием экспертов Русского музея. Экспертиза показала, что коллекция очень неравнозначная по ценности; часть предметов представляет большое музейное значение, а часть художественной ценности не имеет. Но и тогда получить полное представление о ней не удалось: Юрий Владимирович передал для экспертизы лишь часть собрания. Кроме того, одной из главных проблем коллекции было то, что далеко не все предметы были у Линника в собственности.
Многие из них, хранившиеся в его квартире, на деле ему не принадлежали, а были взяты «на время». Разобраться в этом вопросе не удалось и тогда, когда был жив Линник. Ясно было только, что выкупить коллекцию целиком юридически невозможно. Кроме того, не секрет, что Юрий Владимирович был человеком сложным, не всегда шел на сотрудничество, и договориться с ним даже об организации выставки в музее не удалось.

Сейчас коллекцией распоряжается наследница – вдова Юрия Владимировича. Насколько мне известно, в прежнем виде собрание уже не существует, часть перешла в частное собрание в Коломне. Но, повторюсь, со стороны Министерства культуры Карелии делались шаги, чтобы оценить предметы, выяснить их происхождение. Мы готовы к сотрудничеству с наследницей и сейчас. Конечно, хотелось бы, чтобы ценные предметы остались в Карелии и не расходились по частным собраниям. Однако решить этот вопрос односторонне, без участия наследницы невозможно – ни юридически, ни по-человечески».