Культура, Лицейские беседы

Ирина Белковская, сеющая музыку

Хор "Теллерво" выступает в Костроме в Зале дворянского собрания. Фото из личного архива Ирины Белковской
Хор «Теллерво» выступает в Костроме в Зале дворянского собрания. Фото из личного архива Ирины Белковской

#Культурный_лидер

«Мы начинали с двухголосного пения, и это казалось недосягаемым уровнем. А теперь у нас в «Теллерво» акапельное четырехголосное пение!»

Ирина Владимировна Белковская – художественный руководитель и дирижер образцового коллектива хора «Теллерво», заслуженный работник культуры. Она руководит лучшим девичьим хором  Карелии уже почти три десятилетия.  На всех фотографиях выступлений «Теллерво» Ирина Владимировна  с распахнутыми, как крылья, руками, будто она летит на волне песни.


Название хора «Теллерво» подарил коллективу Армас Мишин. В переводе с карельского «Теллерво» – фея леса, сеющая семена деревьев. В моем представлении последнее определение как нельзя больше подходит Ирине Белковской. Она щедрый и неутомимый крестьянин на хоровой ниве – пашет, сеет прекрасное и печет из этой отличной муки произведения искусства, а то, что в процессе ее работы ученицы превращаются в хороших людей, это дополнительный бонус.

Трудно поверить, но хоровому стажу Ирины Владимировны Белковской уже 47 лет!

Ирина Белковская. Фото из личного архива
Ирина Белковская. Фото из личного архива

Ирина Владимировна, хору «Теллерво» скоро 85 лет! А ваша совместная история когда началась?

  Я пришла 16 июня 1993 года, накануне  60-летия хора. Точнее так: меня привела в коллектив Галина Николаевна Юнак, руководитель хора «Теллерво».  Мы дружным коллективом профессионалов работали в ДК ОТЗ, там было много отличных коллективов. Их поддерживал Онежский  завод. Но когда страна изменилась и у завода больше не стало средств на культуру,  ДК выкупили коммерческие структуры. Вот так мы оказались на улице.  А Галина Николаевна, как-то пробегая мимо, сказала: «Приходи, только тебе и передам хор». Пришлось взять.

То 16 июня я навсегда запомнила… В день, когда я пришла работать во дворец, у меня скоропостижно умерла мама. Так всё совпало. Началась новая жизнь. И вот я с «Теллерво» уже 28 лет.

Вы пришли в преддверии серьезного юбилея коллектива. А при вас их сколько уже состоялось?

Мы отмечаем пятилетья. Со мной их уже пять прошло – 60, 65, 70, 75, 80, и грядет шестой — 85-й. Всегда хочется, чтобы юбилеи были разными, интересными. Каждый раз мы приглашаем значимого гостя – сильный  хор. У нас были Хор радио и телевидения Санкт-Петербурга (Ленинграда тогда еще) со Славницким и Грибковым, хор из Америки, хор из Пскова «Вся Россия», хор из Воронежа, хор «Преображение» из Москвы, израильский хор «Моран».

Это сотрудничество отражалось на жизни «Теллерво»?

Конечно! Например, с израильтянами мы сделали проект и потом объездили весь Израиль за три недели. Заключительный концерт этого тура состоялся в самом престижном зале Тель-Авива. А самые яркие чувства вызвал концерт в Храме всех Святых, в Иерусалиме, по благословению самого настоятеля храма.

Много интересного происходило. Был тур по Франции. Вообще, Европу мы проехали всю от и до.  Были, конечно, и поражения, но в основном победы. У победы много составляющих — состав хора, выучка певцов, состояние дирижера, его уровень.

Надо сказать, нам очень повезло на творческую дружбу с великими людьми! Мы делали авторский концерт Марка Анатольевича Минкова, Евгения Павловича Крылатова, с которым мы дружили до последних его дней.  Перепели со всеми нашими оркестрами. С Геннадием Мироновым и Ниной Ивановной Дорошиной мы вместе 25 лет. Я даже играла в народном оркестре на гуслях.

Уже планируете 85-летие?

Да, 85-летний юбилей хора запланирован на 16.00 30 апреля  2022 года. Состоится он в Музыкальном театре. Я невероятно признательна  директору Музыкального театра Елене Ларионовой за многолетнюю дружбу с «Теллерво»  и добрую помощь. Благодаря ее поддержке мы можем даже заработать на нужды хора какие-то средства. Например, доход от прошлого юбилея мы вложили в костюмы.

Что увидят и услышат те, кому посчастливится попасть на юбилейный концерт?

Приглашены два совершенно разных хора. Среди них коллектив первой в нашей стране хоровой студии «Пионерия» из города Железнодорожный, дирижер Елена Веремеенко. С них началось это движение по всей стране – обучение хоровому пению ступенями по возрастам. Ведь это идеально — учить, воспитывать хористов от малышей до взрослых, чтобы в старшем хоре пели подготовленные родные ребята.

Еще один коллектив — хор при Оперном театре Казани, дирижер Альбина Маликова. Они участвуют в постановках театра, там, где нужны детские голоса, например, в операх «Борис Годунов», «Князь Игорь». С ними работает прекрасный композитор Елена Шатрова.

Один из блоков программы будет посвящен песням Александры Пахмутовой.  Набирается много-много музыки, которую мы споем вместе тремя (!) хорами. А еще одну часть  концерта, я планирую сделать национальной. Собрать сводный большой хор из представителей карельских хоров, чтобы исполнить произведения карельских композиторов.

Заключительным аккордом собираемся повезти всех на остров Кижи и устроить там песенный фестиваль. На острове есть место для исполнения и духовной музыки, и национальной, и светской. Там можно и танцевать и петь. Прекрасное место! Спасибо директору музея-заповедника Елене Богдановой за горячую поддержку этой идеи.

В преддверии вот этого глобального события весны мы бронируем залы консерватории и музыкального училища, будут концерты классической музыки.  Вот это всё мы сейчас готовим.

Фото из личного архива Ирины Белковской
Фото из личного архива Ирины Белковской

– Ваши любимые произведения?

Классическая музыка. Я русский человек: обожаю Свиридова, люблю Рахманинова. Сейчас модно перекладывать для хоров иностранные произведения, кавер-версии современных эстрадных произведений. Но я считаю, что нам надо пропагандировать русскую музыку.

К юбилею Рахманинова мы с оркестром готовили программу – ее, к сожалению, отменили из-за пандемии, так же, как и программу по произведениям Угрюмова.

В русской музыке и концертмейстеру есть что играть. Думаю, всё вернется, вернутся к русской музыке хоровые коллективы.

Среди хористок Ирину Владимировну трудно отыскать. Она так же молода и прекрасна, как и они. Фото из личного архива Ирины Белковской
Среди хористок Ирину Владимировну трудно отыскать. Она так же молода и прекрасна, как и они. Фото из личного архива Ирины Белковской

Ирина Владимировна,  с какими детьми вы работаете?

Детей ведь нет. Есть люди! Хор Дворца творчества детей и юношества «Теллерво» – девичий хор. Хористки на разных ступенях  хора — с пятого класса и до студенчества. Помимо дворца, по вторникам и четвергам веду занятия в академическом лицее у ребят начальной школы с 1-го по 4 класс. Наш камерный хор состоит из выпускников, которые никуда не уехали. Я безмерно счастлива, что они есть.  Так что «Теллерво» все возрасты покорны.

Я слышала от хористок, что «Теллерво» – это не просто хор. Это семья.

У нас ведь дети не из богатых семей, есть даже дети без родителей. Когда понимаешь, сколько времени мы проводим вместе, появляется ответственность. Занимаешься еще и духовным воспитанием, поддержкой. Дети в «Теллерво» получают заряд культуры, уроки социализации, правил общения.

Осенью всегда  устраиваем ярмарку – приносим разные вещи, обмениваемся. В первое воскресенье сентября у нас обязательно «Арбузник». Собираемся с девочками, родителями и выезжаем на Чертов стул. Едим фрукты, арбузы, сосиски жарим и поем. Отмечаем все летние события хористов, хора, говорим друг другу важные слова. Человек обязательно должен быть в этой жизни обласкан добрым словом, признанием.

Легко ли к вам попасть?

Главное хотеть много работать! Потому что в концертном «Теллерво» очень  высокая планка. Если не воспитал себя за четыре года, то очень сложно. Музыка непростая, надо уметь читать партитуру. У нас хоровая студия, но раз в неделю сольфеджио, все знания приобретаются на занятии хора. Особенно старательные и сильные люди всё понимают и, если они выдержали эту ответственность, то уже в старших классах смогут петь любую музыку. Их можно поставить, например, в хор консерватории  и они справятся.

– Как на вашей работе, жизни сказалась пандемия?

Последние два года моя личная жизнь была печальной, даже трагичной. Не выбрался из тяжелой болезни любимый муж (Эдмунд Эдмундович Белковский. — В.Н.) .

С мужем Эдмундом Эдмундовичем Белковским. Фото из личного архива
С мужем Эдмундом Эдмундовичем Белковским. Фото из личного архива

Условия работы меняются, Дворец превращается в школу, и требования становятся  иными. Только своим авторитетом и профессионализмом выбираемся. Мне тут сказали «Былыми заслугами не живут». Это обидно, потому что я и сама сторонница «крутить педали без остановки».

Со всеми вводными данными пандемии и личных обстоятельств считаю, что то, что сохранился коллектив, – это огромное достижение.  Мы съездили по Золотому кольцу России фестивалем хоров.  Когда так вливаешься в среду профессионалов, когда твои заслуги оценивают высоко мастера, это очень укрепляет. Заняли на фестивале второе место, а ведь состав участников был невероятно сильный, международный.

Всем хором съездили на Кижи. Елена Богданова, директор музея-заповедника, пригласила хор на остров. Мы там всюду пели, и это было прекрасно!

Когда-то директор дворца Галина Анатольевна Разбивная собирала не просто педагогов — личностей, мастеров своего дела, побуждала к творческому росту. Мы начинали с двухголосного пения, и это казалось недосягаемым уровнем. А теперь у нас в «Теллерво» акапельное четырехголосное пение! Это невероятно трудно. Кто может это оценить правильно? Только профессионал.

Поэтому главный вывод после всех этих событий — нельзя замыкаться в рамках дворца, в рамках города, вариться в собственном соку. Нельзя все в бумагу заворачивать, как от нас сейчас требуют: бумажные планы, доказательства образцовости… Разве бумага важна?  Дела нужны.

Ирина Владимировна, когда трудно, за что вы держитесь?

Я еще работала в ДК ОТЗ, мы только на Древлянку переехали, дочка маленькая, элементарно есть не на что, и вот  Нина Ивановна Дорошина, очень заботливый руководитель и душевный человек, позвала меня петь во второй механический цех за продуктовый пакет! И мы его получили! Люди выручают в самый трудный момент, так что за людей, за профессию держусь!

В образовании работать мучительнее, чем в культуре, мысли за это время были разные, но бросить я не могу. Растет смена, растут таланты. Вот мы только что были в туре по Золотому кольцу, и я могу сказать, что больше таких коллективов, как наш, в России нет.  Медленно, последовательно воспитывать хористов – это кровавый труд! Я могу нанять пару студентов, чтобы они партии держали, но это же неправильно.

Муж всегда меня поддерживал и я его. Эта поддержка продолжается! Мы с мужем всегда были бессребрениками, преданными любимому делу. Никуда не эмигрировали. Была попытка пожить в Финляндии по контракту мужа. Я пыталась, честно учила язык, но совершенно не смогла там прижиться. Неинтересно.

Дух должен у Человека быть крепким, и Душу надо воспитывать жизненными событиями, испытаниями. Понимаешь, раз преодолел это, то со всеми справишься. С людьми нужно так обходиться, как хочешь, чтобы обходились с тобой.  Жизнь сама по себе удивительная штука, сколько тебе дано, столько и нужно прожить, но обязательно гореть, работать.

Первая запись в моей трудовой книжке появилась в 16 лет. Я вела уроки хора в музыкальной школе. После обучения в музыкальном училище мне пророчили Ведлозерский национальный хор. В 17 лет! Это был ужас для меня – я ведь языка не знала, плакала. Но по воле судьбы попала  в Пряжинский районный Дом культуры и проработала там четыре года вплоть до поступления в Институт культуры имени Н.К. Крупской. У меня там был академический смешанный хор, полный большой состав! Хормейстер ведь профессия вне возраста! Если есть сила, характер, помощники и единомышленники, люди, которые поддерживают, понимают, ведут единую линию для развития и процветания хора, то все получится.  Моя опора в «Теллерво» — концертмейстер  Надежда Полещук и хормейстер Анастасия Бурцева.

У меня сибирские корни. Отец добровольцем ушел в 17 лет на войну, всех переупрямил, так что сила воли и характер у меня в крови. И где-то на генном уровне заложена любовь к профессии: «Мне хлеба не надо, работу давай». Муж говорил, если нет проблем, ты их быстренько создашь и сама потом  решишь. Но ведь действительно все можно преодолеть. Помехи – это неприятно, но они не влияют на процесс. Поэтому  так – силы есть, характер есть, опора есть, сколько Бог даст, столько и проработаю еще. По крайней мере юбилей нужно точно достойно встретить. А потом разберемся.

Хор "Теллерво" в Москве. Фото из личного архива Ирины Белковской
Хор «Теллерво» в Москве. Фото из личного архива Ирины Белковской

Гимн хора «Теллерво»

Музыка Ольги Пальчиковой
Стихи Александрв Сушкова

Светит ли солнце над нашей землёю,
Дождик ли щелкает, как метроном,
Мы собираемся в дружную стайку,
Песни любимые хором поём.

Мы заплетаем многоголосьем
Шелест ручьев и дыханье озер,
Шепот берез и ворчание сосен
В кружево нот и мелодий узор.

Припев:
Теллерво – наша любовь и наш дом.
Сказочный остров в море большом.
Царство, где правят Минор и Мажор.
Теллерво, Теллерво – девичий хор.

С ним побывали мы в северных странах,
В Польшу и Австрию песни везли.
Зимняя Прага дарила тюльпаны
Девушкам дальней карельской земли.

Словно царевна, владычица леса,
Музыкой в мире сеют добро
Песня Земли и Высокая Месса
И голосов и сердец серебро.

Припев:
Теллерво – наша любовь и наш дом,
Дивная сказка в мире большом.
Нежных мелодий ведет разговор
Теллерво, Теллерво – девичий хор.