На съемочной площадке короткометражного фильма «Отец» режиссера Дмитрия Могучева встретились актеры-любители из Петербурга и актеры петрозаводского театра «Творческая мастерская».
…Захожу в квартиру старого дома на Питкярантской. Пожухлые советские обои, грязный пол, на зеркале пыль – типичная квартира холостяка. И это очень кстати: пыль тоже будет играть в кадре. Главный герой, который крайне редко смотрится в зеркало, протрет его рукой, чтобы увидеть свое отражение.
В конце августа в этой квартире прошли съемки короткометражного фильма «Отец». Он об интеллигентном талантливом человеке, который не смог справиться с потерей жены и попытался уйти от реальности с помощью алкоголя. Пьянство для него – возможность окунуться в прошлое, снова хотя бы на время стать молодым и счастливым. Реальность начинает терять свое значение, обрываются связи с сыном и внуком.
В главной роли — заслуженные артист России, народный артист Карелии Владимир Мойковский. Питерский режиссер Дмитрий Могучев неслучайно выбрал этого актера. Он рассказывает:
– Прочитав сценарий, Владимир Игоревич выстроил линию жизни своего персонажа настолько убедительно, что мы уточнили и переписали несколько сцен. Правильно подобранный актёр определяет тему фильма. Не наоборот. Если мы не используем сложный грим, на лице актёра всегда читается его биография, что бы он ни играл! Погружаясь в предлагаемые обстоятельства, обживаясь в образе, актёр начинает видеть, какие сцены формальные, придуманные… Что мог бы персонаж сделать, а что не мог. И я иду за актёром!
На съемочной площадке первыми появились ребята из петербургской студии «Вкадре», которую курирует Дмитрий Могучев. У них, конечно, не так много опыта, как у актеров театра «Творческая мастерская», активно принимавших участие в съемках. Но вместе со своим режиссером они уже сделали несколько проектов. Фильм «Семь» и телесериал «Вкратце» вы сможете посмотреть в группе: https://vk.com/videos-20148723?section=all
Владимир Мойковский появился чуть позже, с его приходом началась съемочная жизнь. Оператор Иван Кульнев ищет удачный ракурс. У окна за камерой расположен проектор, который выводит на стену старые черно-белые снимки. С помощью проектора можно увидеть, как меняется мир после пары первых рюмок. Эти старые фотографии на фоне человеческого силуэта – словно машина времени, так легко переносящая отца в годы его юности.
Владимир Игоревич сидит в кресле, напротив него камера. Оператор и актер примеряются друг к другу.
— Можете смотреть чуть повыше, — просит Иван. — Так хорошо…
— Можно помедленнее движение, когда рука отца касается черно-белых снимков на стене? — просит Дмитрий. И актер повторяет жесты, словно в замедленной съемке. Удивительно, как ему при всем этом удается оставаться в роли. Живой, страдающий взгляд устремлен на камеру под четко определенным углом. Это что-то невероятное!
Заканчиваются съемки с одним героем. Теперь совместная сцена – отец и невестка сына, которая приходит напомнить отцу, Михаилу Петровичу, о дне рождении внука. Вера Васильева из студии «Вкадре», несмотря на небольшой опыт работы, держится на сцене свободно.
Спросила у режиссера, трудно ли работать с людьми разного сценического опыта в одном проекте. Он ответил:
— Естественно, уровень, опыт у студийцев и профессиональных актёров отличаются. Но благодаря этому в фильме получились два мира. Мир молодых, современных людей, и мир отцов. Эмоционально эти миры отличаются.
Столкновение миров происходит в небольшой сцене. Где Отец, которого сын выгнал с дня рождения, идёт домой. Ему навстречу идут молодые, креативные люди. Именно «креативные»! Один из них прикуривает от Вечного огня. Он не жлоб, не гопник, просто придумал прикольный способ прикурить сигарету. В этом суть. Креативный парень даже не понимает, что его способы выражения могут оскорбить чьё-то достоинство.
Второй и последний день съемок прошел на открытом воздухе. Михаил Петрович спешит на день рождения внука. Он должен появиться на празднике трезвым, но сделать это не так-то просто. У самых дверей его поджидает сосед Ефимыч, которого играет замечательный актер Александр Лисицын. Ефимыч смачно пьет из горла откупоренной бутылки на глазах у Михаила. Они понимают друг друга без слов, как люди, которые долго несут совместное бремя. И отцу очень трудно пройти мимо и отказать в компании своему товарищу. Миновав первую опасность, уже во дворе Михаил Петрович встречает своих старых знакомых: сына с отцом. Они словно бы ищут повод, чтобы откупорить припасенную бутыль. Повод появляется вместе с Михаилом Петровичем.
Дмитрий признался, что этих персонажей он взял из жизни. Подсмотрел на улице такую вот преемственность семейных традиций. Сын — Алексей Внуков из петербургской студии, Отец — Валерий Баулин, актер «Творческой мастерской». И снова здесь разница возраста и опыта играют на руку режиссеру. Сын подвержен влиянию отца, постоянно поддакивает ему.
У Михаила Петровича с сыном Алексеем совсем другая история. Алексей осуждает отца, возможно, даже стыдится его, не может простить детских обид. Когда сын приходит в гости к Михаилу Петровичу, застает дверь приоткрытой. Он в недоумении: «Что же могло случиться?». Соседка, с которой столкнулись в подъезде, заставляет сына переживать еще больше.
Для этой сцены съемочной группе пришлось договариваться с жильцом дома, дружелюбным дедушкой, который согласился около часа держать свою дверь приоткрытой, пока идут съемки. Потом он очень интересовался, где и как сможет увидеть картину.
Чем все кончилось и удалось ли Михаилу Петровичу попасть на день рождения к внуку, вы сможете узнать уже этой осенью. Первый показ планируется провести в Петрозаводске.
Фото из группы vk.com/filmoffline