Кино

10 любимых фильмов Михаила Гольденберга

Кадр из фильма 1. «Баллада о солдате» Г. Чухрая

Директор Национального музея Карелии: «Кино любил с детства. Первые фильмы смотрел в солдатском клубе…»

 

Михаил Леонидович Гольденберг, директор Национального музея РК, кандидат педагогических наук, преподаватель  ПетрГУ:

– В школьные годы ходил в кино почти каждое воскресенье. В студенческие – бывало, со скучной лекции сбегали в кино, в родную «Победу».  Мы смотрели одни и те же фильмы, иногда по несколько раз. Их было немного. Обсуждали фильмы «до дыр». Знали актеров и особенности некоторых киностудий. Очень спорили о фильмах А.Тарковского: «Зеркало», «Андрей Рублев», «Солярис». Пусть и дозированно, но доходили до нас и французские, итальянские, шведские фильмы. Мощным тогда было польское кино, интересным – венгерское и чехословацкое.

К 70летию Победы решил в киноцентре «Премьер» показать своим студентам лучшие фильмы о войне, которые будущие учителя истории не видели: «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Проверка на дорогах», «Отец солдата», «»Восхождение», «На семи ветрах», «Торпедоносцы». Мы дискутируем, студенты пишут эссе. Большинству студентов эти фильмы нравятся.

А вообще, в современные кинотеатры практически не хожу. Не переношу запаха попкорна…

В список не попали фильмы М. Ромма, М. Швейцера, А. Тарковского, И. Бергмана, А. Вайды, М. Формана,  А. Михалкова-Кончаловского, П. Лунгина… Извиняюсь.

Принципиально по алфавиту, подчеркивая условность списка:

 

 

  1. «Баллада о солдате» Г. Чухрая

  2. «Белая птица с черной отметиной» Ю. Ильенко

  3. «Доживем до понедельника» А. Ростоцкого

  4.  «Калина красная» В. Шукшина

  5. «Мужчина и женщина» К. Лелуша

  6. «Ночи Кабирии»  Ф. Феллини (все его фильмы)

  7. «Осенний марафон» Г. Данелия

  8. «Пианист» Р. Поланского

  9. «Проверка на дорогах» А. Германа (все его фильмы)

  10. «Три тополя на Плющихе» Т. Лиозновой

     

     

     

     

     

     

 

 

  • Тищенко Николай Владимирович

    Да, Максим, этот эпизод запоминается. И Мельников молча «проглатывает» справедливый упрёк. Он и хочет «взять паузу», потому что слишком много отдаёт своему, а душе нужно восстановиться. В этом и реализм фильма. И зовёт он к высшему, и реальность показывает, человечность и человеческое.

  • Иванов Максим

    [quote name=»Михаил Гольденберг»]
    А сейчас «мельниковы» тают в школе. Их становится меньше…[/quote]
    А в чем причина?

  • Иванов Максим

    Николай Владимирович, я не про Мельникова, а про фильм написал. Хотя и Мельников не идеален. Я про эпизод, когда героиня Любови Соколовой приходит в школу и ей все учителя, включая Мельникова, говорят о том, что у ее сына проблемы с памятью, абсолютно не вникая в причины этого явления. Сейчас, как и тогда, это сплошь и рядом.

  • Иванов Максим

    Михаил Леонидович, вы знаете, что был у меня период, когда действительно «ноги не шли» в школу, но все же.
    Я вот, что хотел сказать. Сейчас в общественном сознании сложилось негативно-потребительское отношение к школе. Более того, зачастую школу рассматривают через призму: «ума нет — иди в пед».
    И, возможно, «ДДП» — первый шаг к таким настроениям.

  • Наталья

    А меня не возмутило, наоборот интересна аргументация Максима, хотя мое понимание Мельникова то же, что у Михаила Леонидовича. Когда-то классная возненавидела меня за публично высказанное восхищение Мельниковым. Она-то совсем другим учителем была — ограниченная, не очень хорошо образованная, любящая делить класс на группировки. До сих пор помню ее фамилию, хотя училась в восьми школах…

  • Тищенко Николай Владимирович

    Меня, Максим, просто возмутило Ваше высказывание об «уроне школе», нанесённом Мельниковым. Наоборот, — он был и есть идеалом учителя, к которому и надо стремиться. Об этом и Михаил Леонидович говорит. Таких учителей ВСЕГДА немного…

  • Иванов Максим

    Николай Владимирович, мы ведь тут не меня обсуждаем, а любимые фильмы Михаила Леонидовича, не так ли?

  • Михаил Гольденберг

    Максим, вкусы , конечно, разные. Этим фильмом я всегда заканчиваю свой курс. Для меня «Доживем до понедельника» созидательный фильм. Он впервые создал образ думающего учителя. Да сомневающегося. Кстати, сомнение — признак ума (Вольтер). В 1968-м на экране господствовали учителя-всезнайки. Выглаженные, как учительница из «Весны на Заречной…» Малограмотные рабочие оказываются интереснее ее, хоть она и Рахманинова по радио слушает.
    Я за многие годы преподавания встречал «мельниковых», но крайне редко. Чаще тех, кого вы перечисляете. И директор в «ДДП» типичный. Редко встречал других — духовных лидеров, Личностей. Ученики в фильме выписаны вдумчиво. Все разные!
    От Мельникова они усвоят способность мыслить. Как это важно сегодня!
    Он не хочет уроков? А вам не приходилось переживать духовных кризисов, когда ноги на урок не идут? Но на уроке дети этого не чувствуют. Там Мельников — король.
    Не скрою. Фильм совпал с моей школьной жизнью. Как мы обсуждали его! И ждали, что и к нам войдет в класс думающий учитель. Не крикливый, явно не любящий свою работу.
    Лично для меня фильм просто судьбоносный.
    А сейчас «мельниковы» тают в школе. Их становится меньше…

  • Тищенко Николай Владимирович

    Максиму. Этот фильм нанёс урон ТЕМ, кто не имеет идеалов… Как насчёт ВАС, Максим? А так… постмодернизЬм — замечательная веШЧЬ. Там точно, нет идеалов…

  • Иванов Максим

    Михаил Леонидович, добрый день.
    Фильм «Доживем до понедельника» нанес серьезный урон школе и статусу учителя. Из всех показанных учителей только историк Мельников хорош, а остальные выглядят квазиучителями: физрук — пошляк, учитель начальных классов «ложит», географ не слышит, филолог замкнулась в предмете. Да и Мельников мечтает о том, чтобы у него было как можно меньше уроков…

  • Михаил Гольденберг

    [quote name=»Наталья»]Да, список поколенческий, я бы сказала… Каждый из них мог бы оказаться и в моем перечне, хотя все же он был бы несколько другим. [/quote]
    Наталья, полностью согласен с вами. Список высвечивает не только вкусы, но и транслирует время, эпоху…
    Мне и 50-ти фильмов было бы мало. «Восхождение» Ларисы Шепитько, например, один из лучших. Какие там актеры! Один Анатолий Солоницын чего стоит…
    Очень люблю «Девчат» Ю.Чулюкина. Этот фильм смотрю, как этнографический документ: «Тумбочек у нас тьма, а вот подушек нет…».
    Люди живут в бараках. Одеты одинаково. Едят вместе. Но все счастливы. А какая прекрасная литература в сценарии: «Как это носы людям не мешают целоваться? — А давай попробуем…» Шедевр.

  • Тищенко Нмколай Владимирович

    Да-да, Олег. Браво, браво Мише! А то в суете и бешеном темпе жизни забываются ЧУДЕСА нашего кино. Молодец Миша, честно, истинный директор музея и УЧИТЕЛЬ.

  • Олег Мошников

    Браво,Михаил Леонидович! То что нужно, что запало в сердце! Еще от сгоревшего кинотеатра в «Парке пионеров» остались в памяти сказки Александра Роу «Огонь, вода и медные трубы», «Морозко», фильмы Фрида «Приключения желтого чемоданчика», «Старая, старая сказка», Томина «Тайна железной двери», Губарева «Королевство кривых зеркал», Лагина «Старик Хотабыч», были и «Принц и нищий» с Олегом Борисовым, «Овод» с Олегом Стриженовым и «Эксперимент доктора Абста». Ну, и конечно «Золотой ключик» 1939 года, музыка от до сих пор звучит в моем сердце, как и в сердце любимого моего детского писателя Владислава Крапивина. Ну, и, конечно, нельзя забыть сериалов «Угрюм-река» и «Тени исчезают в полдень». Низкий поклон режиссерам и актерам, и всему тому времени, лучшим фильмам которого несть числа!

  • Наталья

    «Фотоувеличение» — фильм Антониони. Да, список поколенческий, я бы сказала… Каждый из них мог бы оказаться и в моем перечне, хотя все же он был бы несколько другим.
    Однажды моя питерская подруга, интеллектуалка и эстетка, на мое замечание, мол, сколько уже можно по ТВ показывать «Весну на Заречной улице», вдруг сказала: «А я каждый раз смотрю и не могу оторваться…» Подумала: а ведь и я тоже. Так же, как и «Римские каникулы», например.

  • Тищенко Нмколай Владимирович

    Зоркость…
    «— Так, значит, было, раз ты больше не будешь?.. Эх, какая ты, Люба, все вы, женщины, такие.
    — А вы какие? — с обидой спросила мать. — Что значит — все мы такие? Я не такая… Я работала день и ночь, мы огнеупоры делали для кладки в паровозных топках. Я стала на лицо худая, страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет. Мне тоже было трудно, и дома дети одни. Я приду, бывало, дома не топлено, не варено ничего, темно, дети тоскуют, они не сразу хозяйствовать сами научились, как теперь, Петрушка тоже мальчиком был… И стал тогда ходить к нам Семен Евсеевич. Придет — и сидит с детьми. Он ведь живет совсем один. «Можно, — спрашивает меня, — я буду к вам в гости ходить, я у вас отогреюсь?» Я говорю ему, что у нас тоже холодно и у нас дрова сырые, а он мне отвечает: «Ничего, у меня вся душа продрогла, я хоть возле ваших детей посижу, а топить печь для меня не нужно». Я сказала — ладно, ходите пока: детям с вами не так боязно будет. Потом я тоже привыкла к нему, и всем нам бывало лучше, когда он приходил. Я глядела на него и вспоминала тебя, что ты есть у нас… Без тебя было так грустно и плохо; пусть хоть кто-нибудь приходит, тогда не так скучно бывает и время идет скорее. Зачем нам время, когда тебя нет!
    — Ну дальше, дальше что? — поторопил отец.
    — Дальше ничего. Теперь ты приехал, Алеша.»
    Это «Возвращение А.Платонова. Того самого про котлован… Вернулся солдат и … А вернулся он и с ВОЙНЫ, и к детям… Прости, Миша, где зоркость..?
    «Он еще раз поглядел со ступенек вагона в хвост поезда на удаленных детей. Он уже знал теперь, что это были его дети, Петрушка и Настя. Они, должно быть, видели его, когда вагон проходил по переезду, и Петрушка звал его домой к матери, а он смотрел на них невнимательно, думал о другом и не узнал своих детей.
    Сейчас Петрушка и Настя бежали далеко позади поезда по песчаной дорожке возле рельсов; Петрушка по-прежнему держал за руку маленькую Настю и волочил ее за собою, когда она не поспевала бежать ногами.
    Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети».

  • Михаил Гольденберг

    Кстати, молодежь с удовольствием смотрит старые военные киношедевры.Недавно, после «Баллады о солдате» беседую со студентами и говорю, что в эпизоде с женой солдата Павлова, которой с фронта муж передал два куска мыла, Г.Чухрай показывает, что не все жены остались верными мужьям-солдатам. На стуле висит пиджак другого мужчины, к которому она бегает советоваться в соседнюю комнату.
    Один из студентов говорит: «Она не просто изменила с другим. Она ушла к начальнику. Ведь на столе в пепельнице дымится его трубка…»
    Сто раз смотрел этот фильм и не замечал, а ребята заметили. Пятерку поставил за историческую зоркость!
    Спасибо, доргой Николай.

  • Тищенко Николай Владимирович

    Спасибо, Михаил Леонидович, за прекрасный список фильмов. Ещё того же Феллини «Амаркорд», «Фотоувеличение» — забыл кого.
    А ещё деревянный кинотеатр в «Парке пионеров»… Там попкорна не было, но было искусство, ИСКУССТВО НРАВСТВЕННОЕ. В современный кинотеатр тоже не хожу, и отчасти по той же причине запаха не только воздушной кукурузы, но «ЗАПАХА ДЕНЕГ и ЗРЕ-ЛИ-ЩА» — в том самом римском смысле…